Парад прошел...

May 16, 2011 18:31

Kevin Brownlow "The Parade's Gone By..." / "Парад прошел...", University of California Press, 1976 (первое издание - 1968), 577стр.

Прочитал еще одну книгу Браунлоу, и снова в восторге. Это его первая киноведческая монография, и при ее написании он поставил перед собой двоякую цель: рассказать как можно более полно с одной стороны - о том, что собой представляло немое кино США, а с другой - о людях, которые его создавали. Полно не в смысле перечисления всех режиссеров, актеров и фильмов (многие известные имена и названия в книге даже не упоминаются), а в смысле всестороннего освещения кинопроцесса. Лучше всего, пожалуй, охарактеризовал свою работу сам Браунлоу в разговоре с фон Штернбергом - это "книга о магии немого кино". И написана она с огромным тщанием и с яростной любовью.

Детальность вникания Браунлоу в проблематику можно проиллюстрировать следующим: в книге есть главы, посвященные не только актерам, режиссерам, продюсерам, монтажерам, художникам или музыкантам (кстати, живая музыка использовалась не только при воспроизведении фильмов, но зачастую и во время съемок - чтобы помочь творческим работникам поймать настроение), но даже о каскадерах! Увлекательный рассказ иллюстрируется множеством интервью, занимательных и забавных историй, а так же обилием фотографий. Многие главы представляют собой прямую речь или интервью (например, с Уильямом Уэллманом, Джозефом фон Штернбергом, Глорией Свенсон, Бастером Китоном и т.д.). Вообще, основной подход Браунлоу при написании этой книги - по возможности максимально опираться на слова самих участников событий, а так же на прессу тех лет. В небольшом послесловии Браунлоу признается, что его амбиция при написании монографии заключалась в том, чтобы не допустить ни одной ошибки или неточности. Конечно, это оказалось невозможным, особенно, если учесть, что память участников событий зачастую им изменяет, но все же владение автора материалом вызывает огромное уважение. Книга не столь насыщена литературными ссылками, как его же "Behind the Mask of Innocence", но все равно производит впечатление очень серьезного исследования.

Сопоставления ради и из любви к искусству Браунлоу добавил главу, посвященную немому кино Европы, и еще одну огромную главу - Абелю Гансу, которого он считал одним из величайших кинорежиссеров. Более того, вся книга посвящена Гансу.

Учитывая тематику книги и год ее написания, хочется провести сравнение с книгой Р. Соболева "Люди и фильмы русского дореволюционного кино" (1961). Но, наверное, такое сравнение может привести к непатриотичным мыслям. Не потому, что книга Соболева плоха, а потому, что ничего подобного монографиям Браунлоу на русском языке о русском немом скорее всего уже не выйдет никогда.

книги о кино, немое кино, Браунлоу

Previous post Next post
Up