Кое-что из просмотренного в последнее время

Feb 28, 2011 15:01

Атлантида/Atlantis (Август Блом, 1913, Дания) - амбициозная полнометражная (почти двухчасовая) датская драма. Смысл названия я, признаться, не уловил, т.к. ни о какой Атлантиде в фильме речь не идет. Сюжет повествует о любовных терзаниях неудачливого исследователя-биолога. Когда его монография по изучению каких-то бактерий не находит понимания в ученой среде, а у жены обостряется психическая болезнь, из-за чего ее отправляют в лечебницу, герой отправляется отдохнуть в Европу, где влюбляется в популярную танцовщицу, и вслед за ней отплывает в Америку на пароходе. Среди пассажиров есть безрукий циркач (ногами умеет делать все, что обычно делают руками), а пароход неожиданно тонет, но герои спасаются. Эти два элемента - основные зрелищные аттракционы фильма, им уделено много времени. Сцены тонущего парохода и суматохи пассажиров впечатляют - они не хуже кэмероновского Титаника. Причем, пароход, похоже, затопили по-настоящему. Упражнения безрукого, в отличие от гибели парохода, сюжет никак не продвигают, так что он в фильме, кажется, нужен только для привлечения зрителей. Не удивлюсь, если этого персонажа эксплуатировали в рекламных материалах фильма. Сам фильм сделан очень добротно и технически смело: имеется параллельный монтаж, камера слегка подвижная, к тому же ее куда только не устанавливают - и на автомобиль, и на лодку, раскачиваемую морскими волнами. Интересны кадры с видами Берлина и Нью-Йорка - они носят документальный характер. Не сказать, чтобы фильм был особенно увлекателен. Помимо морской катастрофы все остальное - умеренно скучная мелодрама.
Любопытное:
У танцовщицы на корабле была ручная обезьянка - возможно, это было модно в те годы? Аста Нильсен в автобиографии пишет, что у нее тоже такая была приблизительно в те же годы, и тоже во время плавания через океан.
Блом снял первый (или второй) фильм Асты Нильсен, а еще у него в фильмографии есть экранизация "Доктора Джекила и мистера Хайда", а так же фантастический пост-апокалипсис "Конец света" (1916).
У фильма сохранилась альтернативная концовка, снятая для российского рынка, - в ней, разумеется, герой неожиданно умирает от сердечного приступа на руках возлюбленной.

Собака Баскервилей/The Hound of the Baskervilles (Сидни Лэнфилд, 1939, США) - Меня удивляют восхищенные отзывы и столь высокий рейтинг этой бэшки. На мой взгляд, самое в фильме замечательное - декорации болот, а так же местами звук. Зато сюжет подан очень плохо - вся интрига последовательно раскрывается камерой, так что, во-первых, задолго до конца становится ясно, кто убийца и какова природа "проклятья", во-вторых, Холмсу даже не приходится объяснять ход своих мыслей - мы и без него все видим и знаем. Кроме того, пес не светится, а невеста Баскервиля - не жена, а сводная сестра Степлтона (подозреваю, в силу цензурной ситуации) - что сильно смягчает сюжет. Джон Кэррэдин исполняет роль дворецкого, но на самом деле он практически не играет, просто уныло присутствует в кадре. Ужасно в сравнении с его замечательной ролью в "Дилижансе" того же года. Сами Холмс с Уотсоном хорошие, но, на мой взгляд, недостаточно выразительные - все-таки советская экранизация меня покорила с детства.

Спец (Виталий Демочка, 2004, Россия) - новое русское кино :) Непрофессиональный антикриминальный минисериал, снятый бывшими и действующими бандитами, грабителями, убийцами. Главную роль исполняет режиссер, сценарист и продюсер Виталий Дёмочка, бывший лидер ОПГ, ныне литератор. Первые серии три-четыре смотрел с удовольствием, очень увлекательно, но под конец лирика зашкалила и стало скучно. Фильм демонстрировался по ТВ на Дальнем Востоке и был хитом продаж на DVD. Как пишет народ: "в фильме хорошо видны темы любви и темы простой бандитской жизни...." Жаль, только, что качество звука порой запредельно плохое.
Иногда герои выдают замечательные сентенции в духе: "Любовь так зла, как сто собак".
Присутствует в фильме и социальная критика. Герой Дёмочки обращается к бизнесмену (под портретом Путина): "Уголовники, как ты нас называешь, уже везде, даже в думе сидят, не говоря уже о банках и прочих фирмах. <...> Все уже давно привыкли к этому."

Робот/Endhiran (Саси Шанкар, 2010, Индия) - Глупый, но милый индийский блокбастер. Отдельными элементами напоминает почти все фильмы про роботов, как советские (случайно, полагаю), так и американские (сознательно).
Википедия пишет, что на сегодняшний день человекоподобных роботов создали в пяти странах: в США, в Великобритании, в Южной Корее, в Японии и... в Иране. Научный потенциал у индусов сейчас огромный, амбиций тоже немало, вполне возможно, что скоро они в самом деле пополнят этот список. По крайней мере уже наверняка мечтают об этом, судя по фильму. Но подобные достижения - результат огромного количества (инновационных :) ) разработок в разных областях науки и техники. В этой связи сюжет об опасности научно-технических достижений, которые могут попасть не в те руки, к врагам или террористам, для них очень актуален. А ведь этот мотив вообще типичен для кинофантастики, и, в частности, в американском фантастическом кино присутствует с 30-х годов. Поэтому повторение чужих сюжетов и образов в данном случае не случайно - оно, возможно, отражает повторение ситуации в обществе. Если предположить, что эта посылка верна, то, возможно, следует ждать потока фантастического кино из тех азиатских стран, где сейчас происходит современный этап НТП - например, из Индии и Китая?

Паранормальные явления: Ночь в Токио (Тосикадзу Нагаэ, 2010, Япония) - японский римейк нашумевшего малобюджетного американского ужастика. Где-то читал, что японцы-де обещали сделать все гораздо страшнее, чем было в оригинале, но, по-моему, у них не получилось. Почти все пугающие моменты повторяют уже пройденное, новых удачных находок я не увидел, сюжет беспомощно бестолков. В общем, слабое подражание, эксплуатирующее удачную формулу.

кинофантастика, немое кино, дома с привидениями, отзывы о просмотренном

Previous post Next post
Up