Ох, уж эти девушки! (Равжагийн Доржпалам, 1963, Монголия)
- типичная советская колхозная комедия, но с трансгендерным твистом. Директор колхоза не верит в способности женщин, поэтому молодая девушка-зоотехник устраивается к нему, выдавая себя за мужчину. Ничего особенного, конечно, но в результате на экране есть как страстно целующиеся женщины, так и нежно целующиеся мужчины (последнее только в восприятии одного из персонажей, но все равно). А вообще, похоже, подобная пропаганда женской эмансипации в комедийном ключе была характерна для советских окраин - например, туркменская "Тихая невестка" (1967) приблизительно на ту же тему. Любопытно, что многие надписи в Монголии были на русском (например, "Клуб"). Вообще, фильм и снят по-советски, и музыка звучит советская. Предположу, что основные творческие силы готовились во ВГИКе (на сайте ВГИКа как раз пишут, что они обучали многих монгольских кинематографистов).
Битва вождей (Уильфредо Милан, 1985, Филиппины)
- сумасшедший постапокалиптический боевик. Кровожадный мутирующий маньяк - вождь военизированной группы, выживающей в пустынной местности. Удовольствия ради он заставляет всех подряд сражаться до смерти на своей арене. Главный герой вынужден убить лучшего друга, чтобы спасти сына, но в итоге теряет всех, кого любил. Ради мести он готов на все. А поможет ему другой воинственный отряд, развивающий науки и земледелие. На сайте BFI приведено другое название фильма - "Безумный воин" (Mad Warrior), и оно, пожалуй, гораздо уместнее, поскольку, строго говоря, вожди так и не вступили в сражение друг с другом. Иногда фильм называют продолжением другого фильма Милана "В значит война" (W is War), но это не так, фильмы объединяют лишь актеры в главных ролях. (Похоже на Dead or Alive Миике.) Местами красиво снято через фильтр, и вообще создается впечатление, будто снимал оператор Пьюна Джордж Мурадян, что, конечно, маловероятно. Много драк, стрельбы и взрывов, есть смешной ученый и даже лазерные мечи, жаль только, что сюжет, мягко говоря, туповат и лишен какой-либо интриги, а актеры не профессиональны - в этом смысле картина уступает пьюновским. Занятно, что при выпуске фильма на видео ответственные люди решили не заморачиваться с переводом начальных титров, поэтому зритель вынужден
несколько минут созерцать статичный кадр с изображением взрыва и наслаждаться главной темой фильма. Можно предположить, будто этот взрыв в начале фильма символизирует прошедшую некогда ядерную войну, возможно даже, что так и было задумано авторами, но по факту это всего лишь стоп-кадр одного из взрывов, которых в фильме немало.
Светлячок (2002-2003, США) и
Серенити (Джос Уэдон, 2005, США)
Сериал, конечно, прекрасен, хоть и не очень оригинален. Соотношение комичного и серьезного почти идеальное, снято здорово. Хотя по сути это - киноверсия "Ковбоя Бибопа", только герои не охотники за головами, а благородные разбойники. А вот фильм испортил все, что можно было испортить. Если его воспринимать отдельно от сериала, то он, пожалуй, неплох. Но все же: самоиронии мало, пафоса переизбыток, сюжетные дыры и блокбастерные штампы... Лучше бы оставили сериал с открытым концом.