Раннесоветская чернуха?

Nov 01, 2010 00:07

Сюжет фильма "Драма капитана Воронова", запрещенного в 1918 г. Кинокомитетом Наркомпроса: "Офицер по капризу судьбы получает приказ о назначении его членом военно-полевого суда, который судит брата его невесты. Отказаться нельзя. Смертный приговор. Невеста проклинает жениха, который с горя спивается ( Read more... )

немое кино, история кино, российское кино

Leave a comment

Comments 41

bezumnypiero October 31 2010, 21:09:41 UTC
mimoid October 31 2010, 21:29:17 UTC
А, точно, читал это в "Великом кинемо" ) Поставил качаться.
Ну, там пишут, что поставлен фильм "блестяще" и "со вкусом", а для указанных картин 1918 года, насколько понимаю, характерны "пошлость" и "вульгарность". Ну ладно, маловато данных, чтоб выводы делать, да.

Reply

velobos October 31 2010, 21:58:56 UTC
Вы правы - родимые пятна чернухи как стиля (уместно ли) это именно отсутствие хорошей постановки и банальная пошлость с вульгарностью, идущей то ли от бульварности, то ли от вульвы. Ночь на дворе, но вот так вот с ходу и не вспомню чтобы мастера хотя бы даже средней руки делали чернуху. Фильмы, которые прогремели в эпоху перестройки как чернушные (Маленькая вера, авария дочь мента жена Охлобыстина) - снимались безвестными режиссерами, канувшими в лету. А те фильмы, что гремели (но не назывались всё-таки чернушными, типа Курьер, Асса) снимались боле-менее мастеровитыми режиссерами.

Reply

mimoid October 31 2010, 22:21:14 UTC
"Астенический синдром", "Такси-блюз"?

Reply


garibal November 1 2010, 00:50:03 UTC
мне кажется, что "чернуха" это фильмы с определенной художественной стилистикой (по цвету, звуку и т.п.) с явным социальным аспектом. в них и алкоголизм явление социальное. приведенные же фильмы больше напоминают бытовые драмы, коих, наверное, было очень много в дореволюционном кино. у Бауэра в большинстве картин, что помню, герой или погибает, или кончает самоубийством. пару раз мне попадались датские фильмы ( и без того мрачные) с альтернативными концовками, снятыми специально для проката в России. в них главный герой непременно погибал.

Reply

mimoid November 1 2010, 16:04:26 UTC
Мне кажется, что "чернуха" - это когда автор может быть и говорит о социальном (может и не произвольно, а может быть говорит просто о том, что накипело - на это тоже ведь можно с социальной точки зрения смотреть), но критики (вообще все, кто критикуют) ему в социальной значимости отказывают и видят одну бытовуху и грязь (возможно из-за low production values). Вот в первом фильме социальная проблематика явная (поэтому его и запретили), а во втором - неизвестно, из описания трудно сделать вывод. Но я бы предположил, что в последние год-два войны и вскоре после революции фильмы были менее сдержанными и более пессимистичными. Получается, это тоже часть гипотезы, хм ( ... )

Reply

garibal November 1 2010, 16:48:07 UTC
в фильмах "сумерки женской души", "после смерти", "дитя большого города", "грезы" герои кончали жизнь самоубийством или умирали в тоске. в "д.б.г." герой спивается, социально опускается. а князь Касатский у Протазанова/Толстого? но все это, конечно, не чернуха. чернуха для меня это что-то вроде советского неореализма ( например, "небеса обетованные"). речь не идет о низкобюджетном постперестроечном кино.

Reply

mimoid November 1 2010, 17:02:05 UTC
В чернухе обычно фигурирует "средний класс" или даже социальное дно. Перечисленные фильмы Бауэра (кроме "Грез", их я не видел) - декадентские истории о сердечных страданиях аристократии. В "С.ж.д.", может быть, элемент чернухи - на квартире насильника: пьянство, грязь, цинизм, изнасилование, бытовое убийство.

Reply


ecce_zoidberg November 1 2010, 07:30:32 UTC
> Следовательно, это их естественное состояние.

типа, они только и мечтают погрузиться в мир криминальных упырей или проституток? по-моему, сомнительно

Reply

mimoid November 1 2010, 16:13:30 UTC
Не обязательно мечтают (хотя как знать?). Если телу где-нибудь в далеком внегалактическом вакууме придать начальную скорость, а затем устранить действие силы, то оно будет двигаться с постоянной скоростью по прямой линии. Вот здесь, мне кажется, что-то в таком же духе.

Reply

ecce_zoidberg November 1 2010, 16:24:21 UTC
по-моему, просто более поверхностные режиссеры берут сюжеты прямо из жизни, никак их не перерабатывая

потом в таких фильиах видна эпоха (что интересно), но ни фига не видно личности творца (или видно, что плохо с фантазией у него, что, конечно, досаждает)

Reply

mimoid November 1 2010, 17:06:08 UTC
То есть речь о режиссерах, снимающих по собственным сценариям? Ну все равно, мне кажется, из жизни сюжет взять не так просто, обычно в случае "чернухи" все же сгущают, происходит творческая работа, пусть даже неблагородная :) Да и вообще, не всегда это хорошо, на мой взгляд, когда личность творца чересчур выпирает. По крайней мере, если речь идет о зрительском кино.

Reply


kulturuk November 1 2010, 14:03:23 UTC
Так ведь и зрительский интерес к подобным фильмам был, наверное? Суицидсплойтейшн, так сказать.
А с другой стороны, и кинематографисты не с другой планеты же прилетели, чтобы снимать "про плохое" исключительно из-за особенностей своей психики, а, вероятно, просто адекватно отражали "дух эпохи"?
В предреволюционной литературе, кстати, суицидальный дух, похоже, куда сильнее проявлялся. И транслировался куда более громкими именами. Андреев, Ремизов, Арцыбашев...

Reply

mimoid November 1 2010, 16:25:34 UTC
"А с другой стороны, и кинематографисты не с другой планеты же прилетели, чтобы снимать "про плохое" исключительно из-за особенностей своей психики, а, вероятно, просто адекватно отражали "дух эпохи"?"
Я тоже так считаю, но критики чернухи обычно считают иначе. Встречал даже мнение, будто вал чернухи был сознательной диверсией против могучего СССР.

Reply

velobos November 2 2010, 12:15:28 UTC
Всё проще: чернуха был попыткой сорвать кассу. Режиссеры кооперативного кино в финале СССР бесхитростно думали что показом двух голых сисек можно забить залы зрителями, не учитывая абсолютно что похотливых людей едва ли 2-3% на самом-то деле, а кассу делают люди, стремящиеся прожить историю (story, английский вариант точнее) раз, и еще, и еще, и еще.

Reply

mimoid November 3 2010, 18:44:51 UTC
Ну я не со всем могу согласиться... Во-первых, не знаю насчет "похотливых людей", но полагаю, что процентов 90 мужского населения испытывает положительные эмоции при виде обнаженной женской натуры. Хотя кассу на них не просто сделать, да, по крайней мере после популяризации видео. Во-вторых, чернуха - это все-таки не две голые сиськи. Сиськи в конце 80-х показывали много в каких фильмах, а в чернухе все же, на мой взгляд, самое важное - когнитивный диссонанс, возникающий при противопоставлении обыденности и официальных лозунгов (транслировавшихся с помощью советского кино, например).
А кассы, мне кажется, собирают те, кто: а) удовлетворяют запросы аудитории и б) качественно пиарятся.

Reply


Leave a comment

Up