Nov 01, 2010 00:07
Сюжет фильма "Драма капитана Воронова", запрещенного в 1918 г. Кинокомитетом Наркомпроса: "Офицер по капризу судьбы получает приказ о назначении его членом военно-полевого суда, который судит брата его невесты. Отказаться нельзя. Смертный приговор. Невеста проклинает жениха, который с горя спивается."
Сюжет фильма "Сашка цыган", разрешенного в том же году тем же органом: "Цыган, ставший жокеем, кутит в шантане. Среди певиц он узнал цыганку Граню, "которая променяла простор полей на сытую жизнь пьяных людей". Старая любовь вспыхивает, но у Грани чахотка, и она умирает. Жокей тоскует, спивается и, обуреваемый горем, тащится в шантан, пьет яд, оставляя записку: "Иду к Гране"."
(цитирую по книге "Рабы немого" Р. Янгирова)
В принципе, и до революции было немало мрачных сюжетов, но тут уж какая-то откровенная чернуха с непременным алкоголизмом. (Впрочем, конечно, трудно утверждать, не видев самих картин.) Такое впечатление, что как только наступает более-менее смутное время, наши кинематографисты, перестав ощущать какие-либо сдерживающие ограничения, кидаются резать правду-матку и снимать эту самую чернуху. Следовательно, это их естественное состояние. Конечно, это всего лишь гипотеза, но она вроде бы коррелирует с традиционной неудовлетворенностью нашей "творческой интеллигенции" (словосочетание надо понимать в широком смысле) окружающим ее бытом.
немое кино,
история кино,
российское кино