Звезды немого кино

Sep 28, 2010 02:14

"Звезды немого кино", М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2008, 330 с., тираж 3000. - Очередной пример издательской халтуры и нечистоплотности.

Сразу, как только взял книгу в руки, заподозрил неладное, поскольку нигде не увидел имени автора или, если это сборник разрозненных текстов, составителя. Тем не менее, не удержался и купил ее, благо у букинистов она стоила дешево. Как оказалось, фамилии авторов указаны в конце каждого очерка, но кто они такие читатель должен догадываться сам.

В начале книги имеется небольшое предисловие киноведа Арнольди, который, к счастью, указывает, что фамилия составителя Головской. Таким образом, удалось установить, что это переиздание книги 1968 года (она есть в сети). Сравнение двух изданий дало следующие результаты:
- В издании 1968 года имеется коротенькое и абсолютно необходимое вступление от Головского, в котором он пишет о каждом из авторов собранных в книге очерков. В издании 2008 года оно опущено, Головской не упоминается вовсе, об авторах ни слова. На первый взгляд все преподнесено так, будто это какие-то современные тексты, а между тем среди авторов значится и Ж.Садуль.
- Советское оформление гораздо приятнее и изобретательнее, новое - банальное.
- В новом издании гораздо меньше фотографий и кадров из фильмов, к тому же они собраны в глянцевые вклейки, что не очень удобно. Кроме того, среди кадров с Конрадом Вейдтом затесался кадр из "Касабланки" с Богартом и Бергман (нигде в книге этот фильм не упоминается).
- В советском издании имеется фильмография всех актеров, в новом издании она опущена.
- В советском издании Фейдт, в новом - Вейдт.
- Комментарии сохранены советские, поэтому информация в них не всегда актуальна.
- В советском издании проигнорировано отечественное дореволюционное кино. В рамках борьбы с советчиной новые издатели решили исправить это недоразумение и влепили в конец книги статью А.Каплера "Загадка "Королевы экрана" (так эта статься называется в интернете, одноименная книга Каплера вышла в 1978-м). Статья эта, эмоциональная и прочувствованная, совершенно не вяжется ни стилистически, ни структурно с остальными текстами в книге. Хуже того, чтобы замаскировать новодел, вступительный текст Арнольди был дополнен неуклюжей концовкой, объясняющей, кто такая Вера Холодная. Причем весь текст подписан фамилией Арнольди, а ведь он умер в 1972-м. Это уже совсем некрасиво.

Кроме того, вот еще отличительные черты нового издания:
- Судя по ситуации с Фейдтом-Вейдтом, какая-никакая правка все же проводилась, тем позорней обилие опечаток и ошибок сканирования. Не вяжется с работой корректора, например, неопределенность с фамилией Франчески Бертини, которая периодически становится Вертини.
- В аннотации на обложке зачем-то упомянута Генни Портен, очерка о которой в книге нет. На самом деле эта аннотация - кусок из вступления Арнольди. Но кусок не просто выдранный, а еще дополненный каким-то идиотом, который по незнанию написал, будто Сессю Хайякава - японская кинозвезда. Этот креативщик даже не удосужился прочитать книгу, аннотацию к которой он состряпал, судя по всему, за несколько минут.

В общем, впечатление от нового издания отвратительное. А что насчет содержательной части, повторяющей советское издание?
Это коротенькие очерки о жизненном и творческом пути известных актеров. Авторы разные, кто-то больше вдается в детали биографии, кто-то предпочитает рассуждать о творческих достижениях. Какие-то тексты могут показаться излишне сухими, а, например, очерк о Пирл Уайт, наоборот, зажигательно написан настоящим киноманом, так что после него хочется ознакомиться с ее фильмографией. Хоть и разные по подходу, написаны тексты будто одним "советским" стилем - со всякими "обобщенными экранными образами" и т.п. Занятно, что авторы часто пишут о том, как упоминаемые фильмы воспринимались зрителями в США, но почти никогда не пишут о том, как они воспринимались в России. Дореволюционное российское кино не упоминается вовсе.
Мне не понравилось, что не указаны написание имен на родном языке, а так же оригинальные названия фильмов, не всегда указаны годы выхода фильмов. Но, наверное, предполагалось, что эта информация будет загромождать текст, предназначенный для широких читательских кругов, которым все равно она не пригодится в условиях затрудненного доступа к зарубежным источникам...

книги о кино, немое кино

Previous post Next post
Up