This Is Nollywood (Franco Sacchi, 2007, США)
Отличная документалка о внутренней кухне Нолливуда. Особенно в ней хорошо то, что сами документалисты молчат, позволяя говорить своим персонажам. Воля же авторов проявляется в выборе кадров, монтаже и наложении музыки. (Еще, конечно, в выборе тем для бесед, но это остается за кадром.) Музыкальное оформление, кстати, подобрано замечательно, несколько раз звучит мой любимый Antibalas Afrobeat Orchestra - он, хоть и не нигерийский, и даже не африканский, но играет очень подходящую музыку. В целом фильм и познавательный, и очень легкий, и даже не лишен иронии. На кинофестивале в столице Нигерии Абудже он получил приз зрительских симпатий.
Начинается фильм с того, что съемочная группа выезжает на натуру делать криминальную драму с перестрелкой. На все про все у них есть 9 дней. Однако из-за всевозможных проблем съемки затянулись аж до 11 дней. Так, например, поскольку снимали в местности, населенной мусульманами, да еще в месяц Рамадан, то потеряли полдня, так как из колонок поблизости непрерывно раздавался голос муэдзина, которого не должно быть на звуковой дорожке фильма. Но попросить его помолчать нереально, режиссер шутливо говорит: "Я не хочу начинать Джихад". Кажется, это единственное место в документалке, где ощущается внутреннее напряжение, существующее в стране. В остальном политика не затрагивается. В другой раз водитель необходимого по сюжету джипа уехал на свадьбу. Потеряли время и на ожидание главной звезды фильма, который задерживался на других съемках. (У звезды, кстати, собственный BMW.) Все это, конечно, приводило к неожиданным тратам, кроме того, поскольку съемки проводились на выезде, вся группа жила в отеле, и кормить всех было необходимо три раза в день - в итоге продюсеру пришлось доплачивать из собственного кармана. Тем не менее, результатом он остался очень доволен и ожидал хороших продаж.
Репортаж о съемках фильма перемежается монологами участников индустрии. Это очень интересно. Во-первых, оказывается, довольно примитивные (по западным меркам) нолливудские фильмы снимают отнюдь не дураки. Люди прекрасно анализируют ситуацию и отдают себе отчет в своих поступках и решениях. В рамках нищей (хотя и бурно развивающейся) экономики с сильнейшей конкуренцией повышение качества продукта (и связанное с этим увеличение бюджетов и съемочных сроков) приведет только к убыткам. Нигерийский зритель любит именно такое кино - простое, но близкое. Во-вторых, тем не менее, все полны энтузиазма и веры в скорое светлое будущее нигерийского кино. Конечно, можно предположить, что американские кинематографисты просто отобрали наиболее адекватных и перспективных людей, но все равно считаю их слова и поведение очень показательными.
На ютубе, кстати, есть другая короткометражная документалка (2005 года) со схожим подходом: авторы наблюдают за съемками нигерийского фильма -
http://www.youtube.com/watch?v=qpPXgStqjfs