Рождественские истории о призраках

Dec 23, 2009 01:04



После замечательного "Сигнальщика" (1976) решил посмотреть этот сериал BBC целиком. Эпизоды выходили раз в год, на Рождество. Я сначала думал, что эти страшилки рассчитывались для детей, но потом понял, что это совсем не так. Длительность каждого эпизода от 30 до 45 минут.

Алтарь Барчестерского собора/The Stalls of Barchester (Лоуренс Гордон Кларк, 1971, Великобритания)
Первым эпизодом стал дебют режиссера Кларка, который в дальнейшем будет ставить почти все серии. Надо сказать, что Кларк сразу же задал довольно высокую планку: и эпоха стилизована очень качественно с помощью костюмов, декораций и выбора локаций, и пугает он добросовестно - это будет характерно для всего сериала. Да и снято приятно, вообще во всех эпизодах Кларка чувствуется какая-то искорка, это отнюдь не стандартная телерутина. По рассказу М.Р. Джеймса. Молодой служитель церкви подстроил смерть архидьякона, чтобы занять его место. Теперь, когда он один дома, его преследуют звуки, голоса, а во время служб чудятся галлюцинации, он будто сходит с ума... Хороший зачин, атмосферный. Вообще, атмосферность - ключевое слово для всего сериала.

В назидание любопытным/A Warning to the Curious (Лоуренс Гордон Кларк, 1972, Великобритания)
По рассказу М.Р. Джеймса. Один из лучших эпизодов, пожалуй. По легенде некогда в стародавние времена в разных частях Англии были закопаны три короны. Покуда хотя бы одна из них останется на своем месте, английской монархии ничто не угрожает. И вот нетронутой осталась одна. Археолог-любитель выкапывает ее себе на беду, и его начинает преследовать странный мужчина с тесаком, от которого никуда не скрыться... Сам этот призрак не очень-то пугающий, да и фэнтезийное обрамление истории так себе, зато саспенс нагнетается великолепно.

Погубленные сердца/Lost Hearts (Лоуренс Гордон Кларк, 1973, Великобритания)
По рассказу М.Р. Джеймса. Один из наиболее слабых эпизодов, как по мне. Мальчика из приюта привозят в богатый особняк, где он будет отныне жить. Хозяин очень добрый и заботливый, но то и дело всплывающие упоминания о мальчике и девочке, уже некогда живших здесь, вызывают странную тревогу. Да и сами они в мертвых обличиях то и дело появляются перед мальчишкой... Есть пара неприятных моментов, в остальном меня этот эпизод не заинтересовал. Мертвые детишки и вовсе раздражали своими улыбочками.

Клад настоятеля Томаса/Treasure of Abbot Thomas (Лоуренс Гордон Кларк, 1974, Великобритания)
По рассказу М.Р. Джеймса. Священник с молодым приятелем разыскивают клад, некогда спрятанный бывшим настоятелем на территории монастыря. Разгадывают загадки, отыскивают спрятанные надписи, занимаются расшифровкой и т.п. - затяжное расследование мне не показалось особенно увлекательным, а вот резкая концовка была бы просто прекрасна, если бы не была неудачно смазана. Не лучший эпизод.

Ясень/The Ash Tree (Лоуренс Гордон Кларк, 1975, Великобритания)
По рассказу М.Р. Джеймса. Самый сумбурный эпизод, к тому же персонажи говорят с таким произношением, что я многого не понимал. Молодой хозяин поместья прибывает из дальнего странствия. Он хочет сделать пристройку к местной церкви, но для этого придется переместить могилу некой женщины. Его начинают одолевать странные видения, в которых его отец(?), которого играет тот же актер, свидетельствует против этой женщины, обвиняя ее в ведьмовстве перед инквизицией. А кроме того в ветвях ясеня рядом с домом живут таинственные длинноногие комочки с детскими голосами. Звучит интригующе, но на деле все слишком путано и бессвязно. Возможно, надо пересмотреть.

Стигматы/Stigma (Лоуренс Гордон Кларк, 1977, Великобритания)
Последний эпизод, снятый Кларком, и, как на мой взгляд, самый лучший. Абсолютно не типичный для 70-х физиологический ужастик. В основе не рассказ, а оригинальный сценарий Клайва Экстона. К тому же это единственный современный эпизод сериала. Женщина с дочкой приезжают на свой загородный участок, где рабочие пытаются с помощью трактора убрать огромные камни, которые своим расположением напоминают кромлех (каменный круг). После того, как им удается один из них приподнять, с женщиной творится неладное, то в одном, то в другом месте тела через кожу начинает обильно сочиться кровь без каких-либо ран или порезов. Конечно, есть намек на объяснение происходящего, но как и в остальных эпизодах, объясняющее обрамление не так уж важно, главное - то, что происходит с героями. В данном случае это шок, паника из-за потери контроля над собственным телом. Актриса Кейт Бинчи великолепно играет, ее трясет, кажется, так, будто она в самом деле того и гляди потеряет сознание. Что поразительно, в первой половине фильма сопереживаешь ей, а во второй - уже ее несчастному мужу. Волей-неволей представляешь себя на его месте, отчего становится совсем тошно. Очень рекомендую, словом. Настроением/атмосферой эта короткометражка напомнила мне, например, "Кухонную раковину", если кто видел.

Ледник/The Ice House (Дерек Листер, 1978, Великобритания)
Последний эпизод. Неплохое завершение сериала, но совершенно не в стиле предыдущих серий. Ледник в названии - это хранилище для льда в виде домика. Миловидные брат с сестрой содержат очень странный частный санаторий для состоятельных престарелых людей, куда и попадает главный герой. Самое интересное здесь то, что мы, воспринимая все его глазами, так и не понимаем сути происходящего, которая постоянно ускользает. У хозяев явно инцестуальная связь, цветы на леднике явно очень странные, в самом леднике явно происходит что-то необычайно кошмарное. Но вот что?..

Вид с холма/A View from a Hill (Люк Уотсон, 2005, Великобритания)
Спустя почти три десятка лет BBC решили возродить старый сериал, но хватило их почему-то не надолго, было снято всего два новых эпизода, оба по произведениям М.Р. Джеймса. Бинокль, некогда сделанный из костей, найденных на месте церковных развалин, позволяет заглянуть в прошлое, но за это приходится платить слишком дорогую цену... Этот эпизод оказался очень даже хорошим. Снято все по-современному, с трясущейся камерой и быстрым монтажом, но в данном случае это работает только на пользу жутковатой истории.

Номер 13/Number 13 (Пир Уилки, 2006, Великобритания)
Постоялец из 12 номера гостиницы слышит по ночам громкие звуки из соседнего, тринадцатого номера, но дело в том, что такого номера на самом деле нет... Не очень, по-моему, удачно получилось.

В общем, я бы, на свой вкус, выделил три эпизода, на которые стоит обратить внимание поклонникам жанра: "Сигнальщик", "В назидание любопытным" и "Стигматы".

британские тв-хорроры, кино, отзывы о просмотренном

Previous post Next post
Up