Большое ограбление поезда компании K & A/The Great K & A Train Robbery (Льюис Сейлер, 1926, США) - вестерн с суперзвездой Томом Миксом
Том Микс - первая суперзвезда вестернов, он был очень популярен в 20-х и, кстати, благодаря ему Джон Уэйн попал в кино, но у нас о нем почти не пишут. Вот я и решил ознакомиться. Персонаж его мне показался совсем невзрачным, с густо отбеленным лицом, похожим на бледную лепешку. А вот трюки впечатляют, да. Сюжет - один сплошной штамп, и я как-то так толком и не понял, надо ли его воспринимать как пародию или как нормальное развлекательное кино. Банда гангстеров повадилась грабить поезда, принадлежащие компании K & A. Причем они всегда осведомлены о том, где и когда будет поезд и с каким грузом. Все дело в том, что их информатор - личный секретарь президента компании. Более того, этот подлец претендует на руку дочери президента, до крайности романтичной девушки, мечтающей о благородных пиратах прошлого. Но вот против бандитов выступает, никого не предупредив, отважный ковбой-детектив, которого и играет Том Микс. Само собой, он влюбляется в дочку президента, а она в него... Кроме того, у героя, конечно, есть комический сайдкик - бомж, который путешествует в гамаке, подвешенном под президентским вагоном (на меньшее он не согласен). А еще конь героя очень умен и всегда находит своего хозяина и спасает его. Похоже, это прообраз коня
Бриско Каунти младшего. Много юмора и экшна, но под конец я уже зевал, настолько все предсказуемо и стандартно...
Единственный негр в фильме - разумеется, комичный трус:
Рэкет/The Racket (Льюис Майлстоун, 1928, США) - "самый важный гангстерский фильм немой эпохи"
Кевин Браунлоу назвал этот фильм "самым важным гангстерским фильмом немой эпохи", прежде всего потому, что здесь впервые честно показаны гангстеры новой формации - не уличные грабители, а лощеные хозяева жизни, приобретшие свой статус благодаря Сухому закону и держащие в руках и полицию, и политиков. Очень рискованная тема для 20х годов.
Сценарий был основан на бродвейской пьесе, написанной сотрудником чикагской газеты Бартлетом Кормаком, другом, кстати, Бена Хекта, который скоро станет сценаристом "Лица со шрамом" (1932) по мотивам жизни и деяний Аль Капоне. Прообразом Ника Скарси, гангстера из "Рэкета" тоже, как пишут, был Аль Капоне. На сцене Ника Скарси играл никто иной как Эдвард Робинсон. Однако для фильма на роль Скарси был выбран другой актер - Луис Уолхейм, который ранее уже снимался у Майлстоуна. Скарси очень не любит женщин, что навело меня на мысль о его скрываемой гомосексуальности. Звездная роль Робинсона в кино - "Маленький Цезарь" (1931), а там ведь тоже были намеки на гомосексуальность главного героя. Прообраз Цезаря - тот же Аль Капоне. Случайное совпадение?..
Ник Скарси - влиятельный бутлегер, способный обеспечить победу на городских выборах для любого кандидата. Поэтому поддержка самых высоких кругов ему обеспечена - даже если он кого-нибудь убьет, его отмажут. Неподкупный капитан полиции Джеймс МакКуиг давно и безуспешно пытается отправить Скарси за решетку. Тому это надоедает, и он добивается перевода МакКуига подальше в провинцию. Однажды младший братец Скарси сбивает человека на участке, подведомственном МакКуигу, и герой решает использовать эту ситуацию, чтобы поквитаться с неуязвимым негодяем.
В Чикаго фильм запретили. Вообще, любопытно: как отмечает Браунлоу, в этом городе, где царил жутчайший разгул преступности, а на улицах то и дело происходили перестрелки, была чуть ли не самая строгая цензура во всей Америке, на экране нельзя даже было показывать оружие. Фильм был очень популярен, номинировался на Оскара и, по сути, с него началась волна предкодексовых гангстерских фильмов 30-х годов с их симпатичными негодяями. Традиционно их предтечей называли "Подполье" (1927) Штернберга, который Браунлоу называет "плодом воображения фон Штернберга", а противостояние гангстеров в том фильме - "лишь улучшенной версией "Мушкетеров Свиной аллеи"". В "Рэкете" же все по-настоящему. Когда гангстеры поняли, насколько реалистичный фильм снимает Майлстоун, начались попытки остановить производство. Томасу Мейгану, исполнявшему роль бесстрашного полицейского, звонили по телефону и угрожали убить, но все обошлось. Кстати, в качестве консультантов у Майлстоуна было 8 самых настоящих преступников. Фильм долгие десятилетия считался утерянным, а на самом деле хранился в коллекции продюсера, летчика-миллиардера Говарда Хьюза, и был обнаружен лишь несколько лет назад. Браунлоу на момент написания своей книги его не видел, хотя и предполагал, что Хьюз копию припрятал.
Фильм прекрасно снят, хотя столь сильных и западающих в память образов, как в "На западном фронте без перемен", здесь нет. Правда персонажи яркие и запоминающиеся. Кроме того, что в фильме наглядно раскрывается тесная связь преступности с политикой, тут еще и хэппи-энд какой-то сомнительный. МакКуиг, конечно, побеждает, но вот что им на самом деле двигало: жажда справедливости или личные амбиции?.. Он мог нанести удар по системе, но вместо того удовлетворил свое эго.
Наши застенчивые невесты/Our Blushing Brides (Гарри Бомон, 1930, США) - горькая мелодрама с Джоан Кроуфорд
Смотрел этот фильм, потому что precode драмы вообще вызывают любопытство. Оказалось, кстати, что это последний фильм из триплета картин с Джоан Кроуфорд и Анитой Пэйдж. Два первых я не видел.
Три подружки бедно живут в съемной квартирке. Две работают продавщицами в магазине-ателье, принадлежащем богатому семейству, а одна (Кроуфорд) - манекенщицей там же. Обе первые помоложе и очень наивны в отношениях с богатыми мужчинами, героиня же Кроуфорд уже повидала виды, и приобретенный с опытом трезвый и слегка циничный взгляд на жизнь не дает ей поддаться чарам очередного соблазнителя. Ну и, в общем, для кого-то из них все кончится очень плохо, а кого-то ждет просто сказочное счастье...
Самоубийство, сожительство вне брака, многоженство, флирт на грани, женские ножки и нижнее белье - все это само по себе очень интересно наблюдать в фильме 30 года. Но вот обилие гламурных нарядов и мелодраматические сюжетные ходы меня не слишком впечатлили. Можно разглядеть и социальную критику: полунищее существование настолько приедается молоденьким девушкам, что они без оглядки совершают любые ошибки. Ироничное название, наверное, намекает, что фильм раскрывает глаза на настоящую жизнь молодых американок.
Любопытен эпизод, когда соблазнитель в процессе склонения героини Кроуфорд к удовлетворению похоти предлагает ей закурить. Она не берет сигарету, тем самым отказывая ему и в сексе, и сразу же уходит. Интересно, откуда вообще эта символика берет свое начало?
Единственная негритянка в фильме - разумеется, комическая служанка: