"Сумерки женской души" (Евгений Бауэр, 1913, Россия). Первый фильм Бауэра.
Удивительно! Первый фильм Бауэра оказался дореволюционной чернухой :) Я даже не подозревал, что в то время что-то подобное снимали. Сюжет опишу целиком, так что дальше спойлер. Молодая романтично-восторженная девушка из хорошей семьи помогает беднякам. Впрочем, создатели ленты иллюзий насчет подобной благотворительности не питали: за спинами своих благодетелей бедняки смеются над их высокими порывами и ведут дурной образ жизни. Однажды один такой алкоголик обманом заманивает героиню к себе в каморку и насилует ее. Очнувшись, девушка убивает спящего насильника подвернувшимся под руку долотом. Вернувшись домой, она, конечно, никому о происшедшем не говорит. Проходит время, и ей руку предлагает князь. Поломавшись, героиня соглашается, но рассказать о том, что она уже не девственница, ей удается лишь после свадьбы. Обуреваемый предрассудками муж выгоняет жену из дома. Она исчезает из его жизни, но он не может ее забыть. Спустя несколько лет, после долгих безуспешных поисков он вдруг ее находит и просит вернуться. Но она уже холодна и жестокосердна. Поняв, что жизнь загублена, князь стреляется.
Вот за такое декадентство дореволюционное кино и ругали в советское время. А мне Бауэр с каждым фильмом все симпатичнее. Прежде он работал художником в театре и в кино сразу же стал применять свои навыки, создавая для своих фильмов замечательные, хотя и не очень правдоподобные, декорации. Пышность богатых домов сильно контрастирует с убожеством бедняцких жилищ. Актеры играют хорошо, и вообще постановка очень приятная, уже в дебюте Бауэра видны и талант, и профессионализм.
Любопытно, в книге "Великий кинемо" указано, что "картина была запрещена к демонстрации в Швеции распоряжением шведской цензуры от 22.02.1913". Однако на экраны-то фильм был выпущен 26.11.1913. Видимо, где-то закралась опечатка...
"Элизия, долина наготы" (Брайан Фой, 1934, США). Один из первых нудистских фильмов.
Продюсер и режиссер Брайан Фой особыми талантами не отличался, но в истории кино его имя останется как минимум по двум причинам. Во-первых, он поставил самый первый полностью звуковой фильм "Огни Нью-Йорка" (1928) (довольно посредственную, впрочем, криминальную историю). Во-вторых, именно он создал один из первых (и точно самый известный из ранних) нудистских фильмов - образец эксплуатационного жанра, пик популярности которого придется на 50-60-е годы. Короткая (25 минут) "Элизия" в полудокументальной манере рисует жизнь нудистской колонии, фиксирует времяпрепровождение нудистов, спортивные игры и т.д. - все ради того, чтобы продемонстрировать побольше женской наготы. "Сюжет" заключается в том, что скептически настроенный мужчина постепенно познает все прелести натуризма и в конце концов полностью проникается его идеями. Я не очень хорошо знаком с жанром, но все это очень похоже на "Дневник нудистки" Дорис Уишман (1961). Смешное, в общем, кино.
"Одноглазые валеты" (Марлон Брандо, 1961, США) Единственный режиссерский опыт Брандо.
Скучный тягомотный вестерн, нескончаемое мыло (почти 2.5 часа): дружба, предательство, жажда мести после отсидки, изнасилование приемной дочери в отместку, беременность, подстава, смертный приговор, любовь, сопли... Да еще и снято до крайности банально, да еще и смонтировано черт-те как. Зато полфильма на экране смазливая физиономия Брандо. Такое впечатление, что он банально решил подзаработать на своей популярности у слабого пола. Хотя на самом деле все было несколько сложнее. Первоначально фильм должен был снимать никто иной, как Стэнли Кубрик, но его уволили, и место режиссера занял совершенно неопытный Брандо. Сценарий же сначала писал Сэм Пекинпа, но был уволен Кубриком. Пишут, что версия фильма, смонтированная Брандо, длилась больше пяти часов, на студии ее, конечно, урезали, и Брандо в итоге остался недоволен результатом.
Впрочем, есть в фильме и кое-что любопытное: герой Брандо хотя и сильный мачо, самоуверенный и эгоцентричный самец, отнюдь не контролирует свою судьбу, напротив, обстоятельства то и дело оказываются сильнее его, а счастливая концовка донельзя натянута и неестественна. Кажется, это не самый распространенный ход в голливудском кино.
Как всегда порадовал Слим Пикенс в роли карикатурного быдло-южанина (его амплуа).
"Большой автобус" (Джеймс Фроули, 1976, США) Оказывается, у гениального "Аэроплана!" был предшественник!
Всегда думал, что Абрахамс и братья Цукеры сделали своего рода прорыв в комедийном жанре, создав новый стандарт для кинопародий. Однако, оказывается, что их "Аэроплан!" был всего лишь усовершенствованной калькой с другой пародии на жанр фильма-катастрофы.
Сюжетные ходы похожи до чрезвычайности. Из Нью-Йорка в Денвер отправляется экспериментальный суперкомфортабельный автобус на ядерном топливе с разными колоритными пассажирами. Водитель - профессионал, который несколько лет назад застрял в горах, и, как все считают, съел своих пассажиров, чтобы не умереть с голоду, впрочем он утверждает, что съел лишь одну ногу. Его помощник не столь профессионален и то и дело теряет сознание от волнения. Бортпроводница - бывшая возлюбленная водителя. Нефтяной магнат, желающий дискредитировать ядерное топливо, закладывает в автобус бомбу и устраивает искусственное землетрясение. У автобуса отказывают тормоза, а пассажиры выясняют непростые отношения.
Фильм очень смешной, уровень абсурда крайне высок, я был в восторге. Но надо признать, что создателям "Аэроплана!" все-таки удалось увеличить плотность и искрометность шуток, благодаря чему он, видимо, и стал гораздо популярнее.
"Трудное положение" (Антонио Маргерити, 1978, Италия-ФРГ) Странная криминальная драма с Ли Ван Клифом.
В рунете название переводят как "Шантаж" и "Вымогательство", но это странно, т.к. ни того, ни другого в фильме нет. Из того, что предлагает мультитран, "трудное положение" подходит лучше всего по смыслу.
Ушедший на пенсию взломщик сейфов (Ли Ван Клиф) соглашается тряхнуть стариной и поучаствовать в краже брильянтов в Нью-Йорке. Все идет хорошо, но он узнает, что работодатели планируют избавиться от соучастников. Обхитрив подлецов, он скрывается с камнями и огнестрельным ранением. Теперь бы ему перекантоваться, подлечиться и спасти свою жизнь и драгоценности...
Странный пример фильма, который берет не столько увлекательным сюжетом, сколько цепляет атмосферой и разными деталями. История постоянно буксует, нить теряется, нет практически никакого саспенса, весь фильм разваливается на отдельные эпизоды. Однако вдруг оказывается, что сами эти эпизоды, совершенно непредсказуемые, то комические, то жестокие и агрессивные, то, наоборот, меланхоличные, и представляют главный интерес. Оператор Серджио Д'Оффици ("Ад каннибалов" Деодато, "Муки невинных" Фульчи) то и дело уводит камеру в сторону, создавая очень приятные лирические отступления. По большей части именно они вкупе с музыкой создают атмосферу фильма. Впрочем, с музыкой вышла накладка: одна и та же развеселая диско-тема, удачно подошедшая бы к какой-нибудь итальянской комедии начала 80-х, используется в фильме слишком часто, иногда к месту, а иногда не очень.
Ли Ван Клиф тут явно звездит и весь фильм почти не меняет выражения лица, однако его знаменитый прищур все равно неизменно радует.
"Одноглазый монстр" (Адам Филдс, 2008, США) Пародия на ужасы.
Съемочная группа приезжает в удаленную хижину среди заснеженных гор для производства порно-фильма. Знали бы они, что скоро им предстоит спасаться от взбесившегося пениса Рона Джереми! Ночью на того с неба упадет нечто из космоса и во время съемок очередной сцены его пенис оторвется и примется нападать на всех подряд, желая затрахать их до смерти.
Все сделано как бы с серьезной миной и по самым испытанным хоррор-шаблонам, отчего должно быть очень смешно. На самом деле смешно не очень, уж слишком избиты даже сами пародийные ходы, хотя и забавно в целом. Вопреки многообещающему сюжету, обнаженки на экране совсем мало, да и взбесившийся член покажут только ближе к концу.
Помимо порно-ветерана Рона Джереми в фильме участвуют такая же ветеранша Вероника Харт и молоденькая порно-актриса Кармен Харт. Остальные все актеры вроде не из порно. Джеф Дентон, сыгравший режиссера, снимался в куче фильмов Asylum. А одну из главных ролей исполнил старик Чарльз Напьер.