Кино

Jun 06, 2009 01:08

Карагеоргий (Илия Станоевич-Чика, 1911, Сербия)
Первый сербский фильм, долгие годы считался утерянным, но был обнаружен в 2003 году в австрийском киноархиве.
Очень амбициозный проект, полнометражный фильм, повествующий о жизни национального сербского героя, предводителя первого восстания против турецкой тирании, Георгия Петровича Карагеоргия. Фильм довольно смело и профессионально сделан, и если искать аналогии в нашем кино, то сравнивать придется отнюдь не с "первым русским фильмом" "Понизовая вольница", а, пожалуй, сразу с "Обороной Севастополя". То есть, все довольно серьезно. Конечно, размах у сербов был несколько меньше, например, сражение в поле совершенно не впечатляет. Но нашлось в фильме место и довольно оригинальным визуальным находкам: на переднем плане слепой старец поет о сербском герое, некогда убившем турецкого султана, ему внимают дети, а на заднем плане разворачиваются события, о которых поется в песне, - оживает воображение детей.
Жизнь Карагеоргия показана целиком и детально: детство, похищение невесты, конфликт с турками из-за права первой ночи, убийство отца, служба в австрийской армии, возвращение на родину, подъем восстания, участие в политике и т.д... С последним пунктом вышла, на мой взгляд, промашка: все-таки кино на тот момент еще не могло сколько-нибудь занимательно рассказывать о кабинетных политических интригах, так что ближе к концу смотреть на беседующих персонажей становится откровенно скучно, к тому же, чтобы понять их поведение, надо неплохо знать сербскую историю. Да и количество интертитров начинает угнетать. Тем не менее, первая половина фильма меня впечатлила.
По окончании фильма показывают документальные кадры с памятником Карагеоргию (снова возникает параллель с "Обороной Севастополя"), но, очевидно, они были добавлены не ранее 1913 года.
Вот тут трогательно написано о Карагеоргии и о его жене: http://iraan.livejournal.com/255901.html












Вампиры (Луи Фейяд, 1915, Франция)
Остросюжетный сериал, сочетающий элементы детектива, экшна, триллера, комедии, мелодрамы, короче, почти всех зрелищных жанров. Эпизодов всего 10, но их продолжительность варьируется от 13 минут почти до часа - чем дальше, тем серии длиннее.
История о том, как журналист Жеранд и его носатый друг Мазамет противостоят подпольной преступной организации "Вампиры", увлекательна, хотя выходящие за рамки здравого смысла сюжетные выверты несколько утомляют. Погони, перестрелки, всевозможные ловушки, отравления, взрывы и все прочее в таком духе. К последнему эпизоду ребята словно решили посмеяться над зрителем - герои уже без всякого вреда здоровью валятся с крыш.
Влияние этого сериала на более позднее остросюжетное кино мне кажется огромным: большинство типичных сюжетных формул тут уже предугаданы: и серьезный, даже скучноватый, главный герой, и его веселый sidekick, обеспечивающий comic relief, и злодейские супермОзги сменяют друг друга, и т.д.
Украшение сериала - Музидора в роли неистребимой Ирмы Веп и Марсель Левеск в роли неунывающего Мазамета. Если б не они, смотреть было бы, наверное, скучно.











Дети века (Евгений Бауэр, 1915, Россия)
История о том, как у низкопримативного, интеллигентного мужчины богатый похотливый альфа-самец уводит жену.
Критика встретила фильм более чем сдержанно, все рецензенты как один называли его шаблонным. Однако, чтобы дать такую оценку, необходимо глубоко погрузиться в кино того периода. Для меня фильм не такой уж и стандартный. Да, сюжет, пожалуй, не оригинален сам по себе, но картина обладает двумя неоспоримыми плюсами. Во-первых, великолепный темп, фильм смотрится на одном дыхании, в отличие от многих салонных драм тех лет. Особенно хорошо сняты и смонтированы моменты соблазнения, когда эмоциональный накал достигает пика. Впрочем, у меня нет уверенности в том, что фильм сохранился целиком, возможно, он должен идти дольше (у меня 37 минут). Во-вторых, игра актеров, хотя во многом еще не лишена театральности, в данном случае вполне хороша, и гармонично смотрится. И даже Вера Холодная довольно правдоподобно ломается.
А вот сцена гуляния на лодках, которую все рецензенты отметили как интересный "трюк", сейчас практически никакого впечатления не производит. Как написал сотрудник Театральной газеты, ""карнавалом на воде" режиссер злоупотребил", и, пожалуй, что так и есть.
И, да, если вам нравятся безрадостные финалы, смотрите наше дореволюционное кино :)
Из одной рунетной рецензии: "фантастический параллельный монтаж в исполнении Бауэра и Завелева в сочетании с отрезвляюще холодным рассказом о жизни как оно есть".



Страна по ту сторону заката (Гарольд Шоу, 1912, США)
Совершенно неожиданный короткометражный фильм для 1912 года.
У бедного мальчика нет никого, кроме бабки-алкоголички. Они живут в нищете, и герой вынужден торговать газетами, но с трудом заработанные им деньги отбирает мерзкая карга. Однажды мальчик попадает на благотворительный пикник на морском берегу, где добрая женщина читает детям сказку. Его богатое воображение живо рисует сказочные события, в которых он становится главным героем. Вечером мальчик решает не возвращаться в город, он садится в лодку и уплывает в сторону заходящего солнца.
Тут и мерзкий грязный быт, и красивая наивная сказка, и явная заинтересованность в детской психологии. Не думаю, что в то время снимали много проблемного кино, посвященного детям. Да и лент того периода с открытым финалом я пока не видел.
Выложил сюда: http://files.mail.ru/BXERHS







Вера Холодная, кино, Евгений Бауэр, отзывы о просмотренном

Previous post Next post
Up