соскучившись по театру, мы летом психанули и начало сезона у меня в итоге получится весьма бурным:)
итак, сегодня мы были на гастрольном спектакле "Тихий Дон" Санкт-Петербургской "Мастерской"
питерцы, я вам завидую просто всеми видами зависти - у вас под боком всегда есть такое сокровище, как спектакли этого прекрасного театра-студии - не проходите мимо, правда и искренне
девочки мои, спасибо, что так говорили об этом театре, что я не поскупилась потратить энную сумму денег, чтобы купить билеты на совершенно неизвестные мне вещи... ни секундочки сегодня не пожалела, а на минуточку в театре мы провели время с 14.00 до 22.00, спектакль идет 8 часов с тремя антрактами и каждая минута этих 8 часов прекрасна!
Шолохова я читала еще в школе, у меня даже фотография есть, где я сижу дома в кресле и читаю Тихий Дон))) помнила я сюжет весьма своеобразно, так что по сути его развитие для меня было сюрпризом... долго сокрушалась на тему своей памяти, пока не осознала, что уже полжизни прошло с того момента, как читала... и знаете, сработало правило одного хорошего человека: спектакль был столь прекрасен, что мне захотелось перечитать первоисточник...
конечно, Тихий Дон - это целый пласт культуры, образа жизни... на мой взгляд, это просто неподъемный материал, но Григорию Козлову удалось невероятное - уложить, разложить, передать, научить и показать зрителю...
да, есть некоторые шероховатости, опять же на мой взгляд, в том смысле, что современные девушки просто изначально выглядят иначе, чем донские казачки, это как-то на уровне генетики и это сложно скрыть... и язык: максимально, что можно было сделать, они сделали, перенесли и говор, и диалект... но большинство все же говорило на чистом русском языке, вставляя нужные звуки и слова, мало кому действительно удавалось говорить с тем самым говором и употреблять аутентичную лексику не специально, а как часть будто бы своей живой речи...
но это все такие незначительные детали, которые растворяются уже в первом действии...
все же остальное... построение сюжета... сложно говорить мне сейчас, сколь точь-в-точь по книге, но не было провисающих моментов, или незаконченных так или иначе сцен, все логически связано и переплетено, а главное - ни на секунду не отпускает... ни в первом действии, которое погружает нас в жизнь станицы, ни в последующих действиях, где градус действия нарастает, а количество смертей растет как снежный ком...
сумасшедший совершенно визуальный ряд... казалось бы, современные технологии в казацкой станице начала прошлого столетия, ан нет, сколь это в строчку и в точку...
звуковое сопровождение - как аудио, так и живое исполнение невероятного количества казацких песен, прекраснейшие разноголосицы, безумно красиво и так погружает в атмосферу, как и танцы, или просто отбивание ритма... так и просто звуковой ряд, "меняющий" погоду, например...
живая вода - чувствую, что для меня использование живой воды в театре всегда яркий эмоцинальный момент, так и тут... как мог быть Тихий Дон без "живого" Дона...
конечно, живое сено, какие-то абсолютно живые, настоящие декорации...
и куда без актерских работ?
буквально 30 человек актеров на сцене, а целый мир...
можно в чем-то отмечать каждого, поскольку это гигантский труд... опять же отмечу, что абсолютно все актеры молоды, а играют и старых, и молодых, причем без грима, при этом невероятно достоверно... далеко ходить не надо, ведь больше всех цветов собрал на поклонах исполнитель роли Пантелея Прокофьича...
так вот,играя без грима, при минимуме сценического реквизита, актеры просто проживали жизнь своих героев... после спектакля мы встретили некоторых из них, выходящих из театра... и даже не верилось, что это те же самые люди, которые только что жили и умирали на сцене... казалось, что те так и остались там, в том мире, в который нам позволили заглянуть в эти 8 часов... а это уже совсем другие люди... в каком-то смысле, пожалуй, так и есть...
отмечу именно тех, кому и цветы дарила...
Дмитрий Белякин, исполнявший роль как раз-таки Пантелея Прокофьича - просто невероятное погружение в образ, образ сварливого, хромого, уже по тем временам пожилого человека... с говором, с гонором и огромной любовью к семье, станице, земле, родине... с верой в Бога, в Царя-батюшку... тонка грань между комком в горле от слез и слез от смеха... казалось бы, знала же я, что Григорий не погиб в тот момент, когда пришла на него "похоронка", знала, но, глядя в глаза Дмитрия Белякина, полные слез, я не могла совершенно отделаться от мысли, что мы потеряли Григория... и уход его из жизни... такой же, как вся его жизнь была...
Ольга Афанасьева в роли Василисы Мелеховой... к сожалению, ей цветы не подарила, но какая же у нее прекрасная вышла мать... причем в первых двух действиях она просто удачно дополняла актерский ансамбль, в последних же двух раскрылась просто невероятно... все сцены перед ее уходом и сам уход, уговоры ее Натальи, разговор с Аксиньей - боль, слезы и мудрость всех жен и матерей в одном лице... это так страшно, когда молодая девушка, будто жизнь уже прожила...
Антон Момот в роли Григория Мелехова... мы еще посмеялись, что надо же, мол, однофамилец, но в тот момент я как-то не посмотрела, кого он играет, а прилетело прямо в первом действии... но тут я просто не могла пройти мимо, даже если б он вообще не играл)))) но по существу, он действительно прожил жизнь со всеми ее горестями и радостями на сцене, он неуловимо, но менялся... в финале Аксинья говорит Григорию, что у него вся голова почти поседела... так вот Антон по-настоящему "седел" на сцене, нес на себе весь груз своих метаний и из мальчишки становился мужем, мужем, который потеряет все, едва удержавшись на краю пропасти... центральный персонаж эпической саги... пожалуй, он и должен быть таким... слегка дурковатым, на лицо красивым;), но мужчиной, во всех смыслах мужчиной
и логичным образом - Софья Карабулина в роли Аксиньи Астаховой... вроде и метущаяся, но в то же время... каждый раз верная и через всю жизнь пронесшая свою любовь к Григорию... олицетворение женственности и любви, той самой любви женщины, которая в жизни бывает раз... к ее "чертяке...бешенному..."
еще среди прекрасного, что сейчас на ум приходит в спектакле - косьба платками и война шинелями... платки, простыни, телеги, баня, мостки... по-настоящему красивые решения...
спектакль - эпическая сага семьи, по сути ведь так или иначе одной семьи... все это на фоне Первой мировой, революции, когда старые знакомцы, даже сваяки, даже в одной семье в буквальном смысле брат идет на брата... но все это отходит на второй и даже третий план перед Семьей, перед Семейными узами, обещаниями, горестями, любовями, все становится неважным и таким тщетным пред лицом того, что действительно необходимо близким и родным людям, а еще пред лицом судьбы и Бога... Бог и религия проходят красной нитью через весь спектакль, но это проходит так, какой и должна быть религия... то, что не противопоставляют миру, чем не бравируют, а это просто часть жизнь, для них это как воздух, ведь сначала за Бога, потом за Царя и только потом за собственное благополучие...
но все же - и Шолохов, и "Мастерская" просто рассказали нас с большой любовью о Донском казачестве в непростое переломное время... рассказали о "своей" семье в том или ином виде...
p.s. зал устроил стоячие овации, артисты возвращались трижды и сами аплодировали бесконечно:) и более благодарного приема цветов я еще, пожалуй, не видела)))
p.p.s. финал... в финал хотелось упасть как в эмоциональную яму и не выбираться оттуда... невероятное по простоте и элегантности решение, которое полностью очищает мозг и расчищает дорогу всем эмоциям сразу...
Click to view