Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Mar 06, 2015 15:36



за фото спасибо сайту Петра Красилова

пожалуй, стоит начать с того, почему иллюстрацией к посту о фильме и книге с этим названием служит фото с Петром Красиловым на сцене... это спектакль "Жестокие танцы", который ушел из репертуара НТП около 8 лет назад... его постановка была сделана про произведению Хораса Маккой "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?"... говорят, что она не была похожа ни на фильм, ни на книгу, но главное в ней было - эдакие танцы на костях... наверно, это мое самое большое театральное сожаление - не иметь возможности ни увидеть, ни почувствовать этот спектакль...

так почему же танцы на костях? в основе сюжета и книги Хораса Маккоя, и фильма Сидни Поллака лежит танцевальный марафон, победители которого могут выиграть главный приз - 1500$!!! это 30-е годы прошлого столетия, времена "Великой депрессии" в Соединенных штатах...
и очень правильная фраза звучит именно в фильме, не в книге "Это конкурс для вас, для зрителей это шоу. Ты думаешь, им интересно смотреть на Элис, которая будто бы только что вышла из салона красоты? Им надо смотреть на ваши мучения, чтобы самим почувствовать себя лучше!" (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл сохранен)
люди, живые люди, такие же, как мы с вами, готовы за семиразовое питание и ночлег (хотя какой уж там ночлег, когда на сон только 10 минут каждые два часа) превратиться в подопытный скот... конкурс на выживание в невыносимых условиях, где все на равных - и мужчины, и женщины, даже беременные женщины...
каким страшным было то время, если все это было возможно, а ведь это не художественный вымысел автора: танцевальный марафоны существовали и порой участники танцевали без остановки по 30-40 дней... да они и сейчас существуют...
и в центре этого безумия, где люди превращаются в скот, женщина, женщина, которая одновременно и борется за жизнь, за выживание, и при этом хочет, буквально жаждет умереть...
сюжетно фильм выстроен иначе, чем книга, но в целом меня это не беспокоило, кроме одного момента: в книге Глория и Роберт не сходят с дистанции, они лишь потом узнают о том, что послужило причиной отказа от участия в марафоне по кино-версии... в фильме же они сдаются сами... и это очень важно, для меня даже в чем-то определяюще - сдается герой сам, или прекратить что-либо его вынуждают обстоятельства...
и в этой ситуации, когда ничего другого не остается, не из-за собственного выбора, Глория и убивает себя руками Роберта... она хочет жить, но просто не может, она загнана как та лошадь...

в фильме много сцен именно жутких, от которых мороз по коже, ты с каждой минутой фильма все больше и больше погружаешься в состояние угнетения и ужаса в глазах от происходящего на экране...
в книге же все описано так, будто им это не стоит особых усилий, не знаю, почему сложилось такое ощущение, там ведь и дерби каждый день, и лишений побольше, но в то же время они имеют возможность помыться, поспать, поесть, им оказывают медицинскую помощь, то есть там за "скотом" ухаживают, в фильме же "скот" неухоженный...

и вот, пожалуй, по этой причине, книга идет ровно до самого конца и только в самом конце "пускает пулю тебе в висок":

- Почему ты ее убил? - спросил полицейский, сидевший на заднем сиденье.
- Она меня попросила, - ответил я.
- Эй, Бен, ты слышишь?
- Какой услужливый мерзавец, а? - бросил тот через плечо.
- И никаких других причин не было? - снова спросил полицейский.
- Но ведь загнанных лошадей пристреливают не правда ли? - сказал я.

Петр Красилов, книги, кино, впечатления, театр

Previous post Next post
Up