пожалуй, мне впервые сложно подобрать слова к отзыву о спектакле, на котором я могла бы рыдать в три ручья, но по привычке сдерживалась и усиленно терла глаза, а в итоге все равно подошла с цветами к Максиму с не пролившимися слезами...
все же попробую...
Цветы для Элджернона еще совсем недавно произвели на меня в книжном формате очень сильное впечатление, после чего я очень хотела попасть в РАМТ на премьеру в постановке Юрия Грымова... но все как-то не складывалось... и вот в феврале мы купили билеты, чтобы пойти в апреле, но у Димы случился проект, поэтому билеты мы передали в надежные руки Ксю, которая осталась под огромнейшим впечатлением... и сами купили билеты аж на июнь... сейчас спектакль играется всего 2 раза в месяц... подряд... и я могу понять, почему не чаще...
вообще сценография удивительная... задействование этих воздушных подушек в первом действии просто невероятное: тут тебе и тесто, и лаборатория, и операционная, и кровать... а подушка воспоминаний, которая постоянно душит Чарли... во втором же действии комната, постепенно обрастающая все новыми и новыми вещами, поначалу бывшая совсем пустой, а в конце она буквально захламлена вещами...
в спектакле на удивление много юмора:) чего стоят только фразы:
"От книг никакого толка, я их столько прочитал..."
"Кто ему подсунул Гете?"
или в самом конце, чтобы на доли секунды снять напряжение - представить зрительный зал как пациентов психлечебницы и фраза:
"И они уходят, но почему-то всегда возвращаются" просто потрясающая)))
но спектакль больше, сложнее... в нем прекрасная Янина Соколовская сначала заставляет Чарли жить, бороться, подбадривает его, а потом безумно-безумно страдает... сколько не пролитых слез...
казалось бы, небольшая роль Ларисы Гребенщиковой в финальном аккорде, встрече ее с Чарли разрывает сердце на тысячи кусочков и заставляет слезы литься уже совершенно непроизвольно...
но для меня весь этот спектакль - это по сути один актер... можно любому из звеньев этого слаженного механизма найти замену, но только не Максиму Керину в образе Чарли... это тот случай, когда спектакль нашел идеального актера и актер нашел идеальный спектакль... я даже не могу представить кого-то другого в этой роли, кого-то не такого роста, не такой фактуры, внешности, не с таким голосом или движениями...
сам Максим в одном из интервью говорит, что ему помогла вжиться в роль его личная история, связанная с семьей, что он не понаслышке знает о том, что такое быть человеком вне общества, не как все... с одной стороны - безусловно ему легче, поскольку он не просто представляет, как это, а точно знает, как это... с другой - это самая большая ответственность, показать именно так, как есть, потому что это не просто актерская работа, это уже твоя жизнь... и он действительно живет на сцене, его словами "Не играть во что-то, а именно жить" (с) Максим Керин...
и если в первом акте ты улыбаешься, где-то тебе неловко за Чарли, где-то смешно, где-то его жалко, а потом ты вместе с ним переживаешь за его успехи, желаешь ему, чтобы все получилось... то второй акт... это невероятно тяжело - смотреть, как человек на самом деле сходит с ума, как деградирует... не по своей воле... он борется, он старается выжить, но природа неумолима... и это больно, очень больно...
а еще - спектакль о том, сколь проще порой быть идиотом, ты многого не замечаешь вокруг, точнее ты не так к этому относишься, вокруг тебя только друзья, потому что ты их считаешь такими и тебе не важно, что они реально думают о тебе... возможно права Тельма в исполнении Шатиловой Татьяны, что Адам и Ева вкусили яблоко познания и мы потеряли возможность жить без оглядки на других... жить в раю... слезы в ее глазах в этот момент стали и моими слезами...
я не знаю, что еще можно сказать о спектакле... впервые все это не умещается в слова... Максим пробил мои чувства еще в Людоедике и я сознательно для него сегодня покупала цветы, но я правда не думала, что будет вот ТАКОЙ эффект... я приду в театр на Цветы еще раз, но пусть это будет через несколько месяцев, возможно через год... я сидела в зале и думала, что погрузилась в спектакль настолько, будто это все происходит на самом деле, знаете, будто смотришь фильм и весь там и потом долго не можешь вынырнуть, но актеры-то на сцене живые, и они это играют, во что решительно невозможно поверить... и КАК они это делают вновь и вновь, я не знаю...
P.S. Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.