Китгьем - пастка для духів сновидінь.
Сновидінням в шаманізмі завжди приділялася особлива увага. При певному підході вони стають не просто набором стихійних сюжетів, а справжнісінькою реальністю, в якій людина може жити і діяти точно так само як і на землі - без втрати усвідомлення.
В Чукотському переказі «Шаманячий у сні», записаному В. Ятиргином зі слів розповідача Ваальгиргина, розповідається про одиного шамана-сновидця, який був настільки сильним, що взявся за оживляння трупа юнака. Шаман попросив у батька юнака намиста, ліг поруч з померлим і заснув на три дні. У сні він піднявся на дальню зірку і побачив двох вовків, які охороняють двері. Він дав вовкам намиста і зайшов в ярангу. Померлий був прибитий цвяхами до задньої стінки пологу (спальна частина яранги). Шаман попросив господаря яранги відпустити душу юнака, але отримав відмову. Тоді він знову дав вовкам намиста і наказав їм спустити ярангу вниз, на землю. Господар злякався і віддав шаману душу. Через три дні шаман прокинувся. Разом з ним піднявся і небіжчик.
Технік і знарядь для упорядкування світу сновидінь відомо досить багато. Велика частина з них не втратила своєї актуальності до теперішнього часу і з успіхом використовується сучасними шаманами, в тому числі і міськими. Одна з таких технік передбачає роботу зі спеціальною мандалою, званою пасткою для духів сновидінь.
Пастка для духів сновидінь являє собою каркас з натягнутими на ньому нитками по типу сита. Різні конфігурації візерунків, створені переплетенням ниток, викликають, ті чи інші ефекти. Наприклад, пастки північноамериканських індіанців призначені для притягування «поганих» і «хороших» духів, причому, згідно міфології, «погані» заплутуються в павутині ниток і знищуються з першими променями сонця, а «хороші» добираються до центру і формують приємні сновидіння.
По іншому діють пастки сибірських народів. Вони призначені тільки для шаманської роботи, тому що затримувані ними духи не сортуються на добрих і злих. Ця обставина робить сновидіння динамічнішими, яскравими і жорсткими за змістом. Працюючи з такою пасткою, людина вчиться боротися і перемагати. Сильна насиченість сновидіння різними образами, іноді лякаючого змісту, сприяє усвідомленню себе всередині сну, тобто такого стану, коли сплячий точно знає, що він спить. Досягнення усвідомлення у сні є однією з найпоширеніших технік шаманської спадщини, але до всього слід підходити з головою.
Невміле використання такої пастки духів сновидінь показано в одному Мансійському сказанні, яке називається «Сонна людина». Герой оповідання, бажаючи позбутися сонливості, вішає над головою сильце і лягає спати. Вночі в його сильце потрапляє строката тетерка - його душа. Герой кидає її у вогонь, думаючи, що це вона винна в його недугу. Про пригоду дізнається його друг. Він несхвально відгукується про події і каже, що тетерку треба було з'їсти, щоб душа не пішла. В крайньому випадку треба було випити Тетерячих яєць, щоб душа відродилася знову. Герой не знаходить яйця і незабаром помирає. Так він розплачується за своє незнання шаманських прийомів.
виготовлення
Основу розмічаємо на око або маркером так, щоб у нас вийшло 36 променів від центра в результаті (це 18 шматків нитки). Нам ще знадобиться хутро (на обідок), нитка або шкіра для підвісок, значущі елементи в прикрасах, клей, ножиці, може бути пір'я
(1) ... "натуральна вона (основа) буде чи ні - на мій суб'єктивний погляд, не має особливого значення, бо має значення лише намір і Сила, а хто не впевнений в собі лише тому, що вважає якщо без вербового прута Сили в пастці не буде - на жаль, краще йому відмовитися від затії створювати предмети Сили "
(2,3) - починаємо прив'язувати нитки по розмітці по колу (4) - намічаємо спіраль, щоб з'ясувати потрібний розмір нитки (беремо вийшла довжину + її половина. Я люблю спіраль робити іншим кольором ниток, ніж промені, але це не принципово) (5) - Прив'язуємо нитка і починаємо неспішно в'язати вузли (узелковая магія - річ серйозна і давня, на кожен вузол йдеться заклинання, яке ви хочете озвучити в кожному конкретному випадку) (6,7) - спіраль повинна складатися з 4,5 оборотів (за традицією)! Хоча, я робила різні, і не 36 променів, і не 4,5 обороту ... (8) - вирізаємо хутряні кружки в центр пастки (2 шт, з двох сторін) і на окантовку смужку хутра
(9,10,11) - приміряємо окантовку, вирізаємо бубенчики, плетемо шнурочки. З центру хутряного кола за традицією звисає шнурок.
(12,13,14) - прив'язуємо шнурки і починаємо прикрашати на свій смак. У мене вийшли камені, пір'я, раковина як символ жіночого, зуб корови як символ чоловічого, голова жука-рогача, як символ духу-хранителя пастки
(15) - китгьем готовий.
Його рекомендують розглядати безпосередньо перед сном, вважається, що його спіраль нагадує раковину амоніту. Спіраль взагалі символ священний у всіх народів. І магічний, звичайно.
Взято тут:
http://vk.com/vedovstvovkАвтор МК: Автор мк Анна HORSA
Кытгьем - ловушка для духов сновидений
Сновидениям в шаманизме всегда уделялось особое внимание. При определенном подходе они становятся не просто набором стихийно развивающихся сюжетов, а самой настоящей реальностью, в которой человек мог жить и действовать точно так же как и на земле - без потери осознания. В чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце, который был настолько сильным, что взялся за оживление трупа юноши. Шаман попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и заснул на три дня. Во сне он поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охраняющих дверь. Он дал волкам бусы и зашел в ярангу. Умерший был прибит гвоздями к задней стенке полога (спальная часть яранги). Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу юноши, но получил отказ. Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить ярангу вниз, на землю. Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня шаман проснулся. Вместе с ним поднялся и покойник. Техник и орудий для упорядочивания мира сновидений известно довольно много. Большая часть из них не потеряла своей актуальности до настоящего времени и с успехом используется современными шаманами, в том числе и городскими. Одна из таких техник подразумевает работу со специальной мандалой, называемой ловушкой для духов сновидений. Ловушка для духов сновидений представляет собой каркас с натянутыми на нем нитями по типу сита. Различные конфигурации узоров, созданные переплетающимися нитями, вызывают, те или иные сновиденческие эффекты. Например, ловушки североамериканских индейцев предназначены для притягивания «плохих» и «хороших» духов, причем, согласно мифологии, «плохие» запутываются в паутине нитей и уничтожаются с первыми лучами солнца, а «хорошие» добираются до центра и формируют приятные сновидения. По иному действуют ловушки сибирских народов. Они предназначены только для шаманской работы, потому что задерживаемые ими духи не сортируются на добрых и злых. Это обстоятельство делает сновидения более динамичными, яркими и жесткими по содержанию. Работая с такой ловушкой, человек учится бороться и побеждать. Сильная насыщенность сновидения различными образами, иногда пугающего содержания, способствует осознанию себя внутри сна, то есть такому состоянию, когда спящий точно знает, что он спит. Достижение осознания во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить с головой. Неумелое использование сновиденческой ловушки показано в одном мансийском сказании, которое называется «Сонный человек». Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка - его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.
Изготовление
Основу размечаем на глаз или маркером так, чтобы у нас получилось 36 лучей от центра в итоге (это 18 кусков нити). Нам еще понадобится мех (на обод и бубенчики), нить или кожа для подвесок, значимые элементы в украшениях (я люблю брать помимо прочего символы мужского и женского, а так же духа-хранителя ловушки, олицетворяемого любым существом), клей, ножницы, может быть перья
(1)… "натуральная она (основа) будет или нет - на мой субъективный взгляд, не имеет особого значения, ибо имеет значение лишь намерение и Сила, а кто не уверен в себе лишь потому, что считает если без ивового прута Силы в ловушке не будет - увы, лучше ему отказаться от затеи создавать предметы Силы" Хорсе.
(2,3) - начинаем привязывать нити по разметке по кругу
(4) - намечаем спираль, чтобы выяснить нужный размер нити (берем получившуюся длину + её половина. Я люблю спираль делать другим цветом нитей, чем лучи, но это не принципиально)
(5) - Привязываем нить и начинаем не спеша вязать узлы (узелковая магия - вещь серьезная и древняя, на каждый узел говорится заклинание, которое вы хотите озвучить в каждом конкретном случае)
(6,7) - спираль должна состоять из 4,5 оборотов (по традиции)! Хотя, я делала разные, и не 36 лучей, и не 4,5 оборота...
(8) - вырезаем меховые кружки в центр ловушки (2 шт, с двух сторон) и на окантовку полоску меха
(9,10,11) - примеряем окантовку, вырезаем бубенчики, плетем шнурочки. Из центра мехового круга по традиции свисает шнурок.
(12,13,14) - привязываем шнурки и начинаем украшать на свой вкус. У меня получились камни, перья, раковина как символ женского, зуб коровы как символ мужского, голова жука-рогача, как символ духа-хранителя ловушки (15) - кытгьем готов.