В поисках куратора
Что такое куратор, все вроде бы
знают, но с ним редко кто работал лично. И на этом поверхностном
знании все, кто ведет логистику выставки, гордо несут звание куратора.
Недавно мой знакомый привез мне маечку, часть собственного проекта, с откровенной надписью «Poison All Curators» (проект Сергея Святченко, Дания, для Международного фестиваля художественных альтернатив, Копенгаген, 2007). Получив это подарок,
сдобренный чудесными плакатами с тем же текстом, и все на бледно-розовом (не подумайте ничего плохого) фоне, я почувствовала
себя награжденной переходящим знаменем передовиков труда. Да и то: тема-то не нова. И касается в основном девиц, дамочек, дам и гранд-дам, трудящихся на ниве современного искусства, и фотографии в том числе. Так уж исторически сложилось, что кураторствуют в большинстве своем дамы.
Прикинув на себя стильную черную маечку (и размерчик-то XS, исключительно детский, - имелось в виду, устами младенца глаголет истина? или молодость нынешнего поколения кураторов? или габариты большинства самостоятельных девиц, зарабатывающих хлеб свой на повесках выставок?), вспомнила я, как несколько лет назад на выставке мэтра Такиса Зердеваса нас с коллегой позабавила инсталляция «God Bless Curator». Мы ходили вокруг нее и представляли, как объект (именно объемный и сверкающий, а не плоская и скучная репродукция) отправляется по городам и весям под Рождество, вызывая улыбки у
замученных рутиной музейных хранителей, выставочных людей, критиков, и художников повеселит пусть. В виде электрической гирлянды и свечечки, как придорожные алтари на античных холмах. И еще анекдот про кураторов, уже из области дипломатической: сами понимаете, у дипломатов куратором называют наблюдателя за наблюдающим… а тут приходят в посольство непонятные богемные люди, и кто? - кураторы!
Недавно мне рассказали свежий анекдот, но «из реальной жизни»: в одном славном месте решили готовить кураторов выставок. За неделю мастер-классов. Пожалей, Господи, их наивные души. В одном успешном университете, где отродясь не выпускалось искусствоведов, решили одновременно начать готовить историков искусства и арт-экспертов.
Последнее, безусловно, звучит гордо, но какими знаниями из арсенала историка искусства не должен обладать арт-эксперт - для меня до сих пор остается загадкой.
Для чего я кормлю вас байками? Черную маечку мне предложено было натянуть на свое корпулентное тело на открытие
фестиваля молодого искусства, пройтись, так сказать, назло коллегам и с пожеланием крепкого здоровья. Но не удалось. И я даже не расстроилась. Потому что черный юмор тех, кто в курсе, хорош, когда есть ситуация. А если ее нет, то надевать маечку с европейских игр вокруг имени, места и роли куратора - значит изображать, что здесь те же проблемы, что здесь есть кураторы… А ведь их, как саблезубых тигров, кончилось. Почти. Наверное, скоро придется создавать резервации. Потому что кураторов нельзя выучить и даже заранее «проинтуичить» в студенте, и только годы спустя старики-искусствоведы, качая головами, вспоминают: студентик был плевый, зато какие спектакли из картин (графики, фотографии, скульптуры - проблемы у всех искусств одни и те же) заваривает! Что такое куратор, все вроде бы знают, но с кураторами редко кто работал лично. И на этом поверхностном - по
верхушкам осин - знании все, кто ведет логистику выставки, все, кто рулит финансами на проекты, гордо несут звание куратора. Впрочем, та же проблема в театре: кем в своей труппе был Анатолий Васильев? Режиссером. Если он был просто режиссером, то как назвать остальных, кто ставит спектакли? В тот день, когда не пришлось надеть маечку, открывалась выставка очень талантливого молодого фотографа. Он, как и многие до него, помыкавшись с редакторами журналов и агентств, сам был
себе куратор. (Лет пять назад замечательный француз-фотограф прислал на Photographer.ru текст про смерть куратора, требовал, гад-анархист, всех самодовольных, уверенных в своей правоте, несмотря на мнение автора, жирно улыбающихся котов и кошек перевешать. Не любил он исчезающий вид мудрых посредников, вот и оказались они в России, куда текст был послан, на грани исчезновения). Фотографии у молодого автора были свежие, качественно напечатанные, запоминающиеся. Только выставки
не было. Большие, добротно оформленные вещи висели так близко, что убивали сами себя и соседей. Но с кого было спрашивать? Автор молодец: снял и напечатал, создал произведения. Больше спросить не с кого: галерея, место, где выставка, соблюдает свой интерес - чем больше повесишь, тем больше продашь. А выставка как спектакль, выставка как действо, как совершенное произведение… Помилуйте, разве до жиру! У нас, говорят, недавно и фотографии-то не было, а вы говорите -
куратор! Да только было наоборот: пятнадцать лет назад русские, американские, итальянские, немецкие кураторы делали выставки русской фотографии по миру, на них слетались большие птицы с арт-олимпа не потому, что шампанское лилось рекой, но экспозиции шли громкими гастролями, сравнение экспрессии было с «Русскими сезонами» балета.
Под конец своего письма разворчалась про снег, который был белее, к чему бы? По-простому: господа молодые авторы, ищите опытных единомышленников. Вы успешные, что задумаете, то и получится. Загадайте найти куратора, чтобы гордиться не только фотографиями, снятыми к выставке, но и экспозицией как своим новым шедевром.
F&V, 10/2008