Вчера сходили с Школой Блогеров на выставку "Авангард. ХХ век" в Музей ИЗО на Чехова. Наша дружная компания - это
anntre,
devan_42,
sova_13,
yasyms и
silly_owl_xiii . К сожалению,
jrchernik к нам не присоединился.
Сразу скажу: на выставку сходить стоит, при всей ее неоднозначности. Небольшое исследование показало, что эта экспозиция впервые появилась в Санкт-Петербурге, ее подготовил "Арт-центр в Перинных рядах" в 2011 году. С тех пор выставка успела попутешествовать по стране, в частности побывала в Краснодаре, в 2013 году, а в апреле этого года побывала в Москве.
Отзывы вызвала разные. Когда она только открылась, были зрители, считающие, что картин на ней меньше, чем информационных стендов, а к некоторым картинам нет подписей. Организаторы, очевидно, обладающие чувством юмора, отвечали, что
работ больше, их 50, а стендов всего 42. В Ростовской экспозиции, кстати, такой перекос в глаза не бросался .
В современном мире слова обладают только тем значением, которое им придают. Какой-нибудь провинциальный критик наверняка придрался бы к названию, сказал, что работы, представленные на выставке, скорее не авангард, а модернизм. Но тут как посмотреть. Одни теоретики эти понятия противопоставляют, делая упор на идеологической функции и временном периоде: авангард, дескать, это то, что началось в первом десятилетии ХХ века и закончилось в конце 30-х. И здесь обычно звучит утверждение, что особенно крут был русский авангард - и с этим не поспоришь. (Вот, кстати, весьма познавательный
курс по истории русского авангарда от Русского Музея).
Другие же, напротив, объединяют эти понятия, исходя из того, что в целом все это (все это рок-н-ролл, как пел Кинчев) было побегом из рамок классического искусства, и объединяет их понимание совершенно другой роли художника, да и зрителя, в искусстве.
Чем понравилась мне выставка - в целом она дает некоторое представление о том, как развивалось искусство в ХХ веке, не претендуя, конечно же, на полноту изложения. Это скорее хороший дайджест. То есть: вы приходите на выставку, видите незнакомые имена, и потом уже самостоятельно разрабатываете понравившийся вам пласт знаний. Вот Рене Магритт, например, художник, повлиявший на формирование рекламных образов - его явно стоит пристально изучить.
Ну, о сюрреалистах - а именно к ним относят Магритта - вы, возможно, слышали. Но что вы слышали об искусстве Исландии или Дании? Ничего? А на выставке, между прочим есть работы авторов из этих стран.
Был представлен и мой любимый оп-арт.
Виктор Вазарелли - кажется, впервые я его увидел еще в советской книжке про модернизм.
Несомненный плюс выставки - большой и смотрибельный размер работ.
И если вы не сноб, считающий, что знает все-все-все об искусстве, стоит сходить на эту выставку, расширить кругозор.
Спасибо Ростовскому музею изобразительных искусств за приглашение!
Другие отзывы от участников Школы Блогеров:
http://silly-owl-xiii.livejournal.com/4572.htmlhttp://anntre.livejournal.com/52407.html Кстати, знатоки искусства:
Одна из работ в этом посте нарочно перевернута. А какая?