Б-г, я и мир

Dec 23, 2020 21:22

Поскольку я сейчас перевожу трактат, для которого понимание этого треугольника - базовое, в голове крутится, как бы это изложить в отдельной статье, но так, чтобы с огоньком и доступно. То, что я сейчас перевожу, все же требует мыслительных усилий, и там эта тема освещается мельком, просто для понимания основной темы.
В общем, прямо по заветам хасидизма: использую-ка я личные амбиции на общественное благо. Буду рада, если хоть кто-нибудь восхитится и скажет: да это же зашибись, как понятно и интересно!

Итак.
Как современный, далекий от религии человек представляет себе Б-га?  Примерно так: есть мир, а в нем есть я и Б-г. Б-г сильней меня и поэтому он может управлять моей жизнью в мире.Он необязательно верит в существование Б-га, но в его представлении если бы Б-г был, то это было бы так.

А вот как представляет себе Б-га философия хасидизма, основанная на каббале. Есть Б-г. Б-г бесконечен. Поэтому кроме Б-га ничего нет. Представьте себе бутылку, которую наполнили газированной водой почти до верха и заморозили. Вода, превратившись в лед, расширилась и вытеснила из бутылки воздух. В бутылке нет воздуха, потому что все ее пространство занимает замороженная газировка. В пределах бутылки лед "бесконечен" и не оставляет места для воздуха.
То же самое - бесконечный Б-г. Места для мира просто нет. Только тут слово "место" не нужно понимать как физическое пространство. Это просто метафора. Мы же говорим, например: "В моей душе нет места для..."

Но вот газировка начинает размораживаться. Она сжимается, и в закрытой бутылке появляется место, которое тут же наполняется воздухом. Это не воздух извне - бутылка закрыта. Это углекислый газ - то есть по сути часть самой газировки. Но теперь уже пространство бутылки разделено на воду и газ. Точно так же, как появился воздух в бутылке, появился и мир, которого раньше не было. Но тут уже есть много существенных отличий от простой бутылки с водой. Назовем самые важные.
Во-первых, у бутылки нет своей воли. Она не может сама себя заморозить и разморозить. Б-г же "сокращается" по Своей воле.

Второе важное отличие - газ, отделяясь от воды, становится полностью отдельно субстанцией. Там, где есть газ, нет воды, а там, где есть вода, нет газа. Газ не может самопроизвольно вернуться в воду, и вода не может самопроизвольно "втянуть" газ обратно в себя. Для того, чтобы их смешать снова, нужна внешняя сила. Мир, который заполняет "освободившееся от Б-га место", не становится отдельной субстанцией. На самом деле Б-г все так же заполняет все вокруг, Он просто создал иллюзию, что сократился и предоставил место чему-то отдельному от Себя. Иначе говоря, существование мира - иллюзия. И она может исчезнуть в тот же миг, когда иллюзионист решит перестать ее поддерживать. По воле Б-га мир с легкостью вернется обратно в Него.
Мы сказали, что там, где есть газ, нет воды, а там, где есть вода, нет газа - потому что и вода, и газ конечны. В случае же с Б-гом и миром мир конечен, а Б-г бесконечен. Таким образом, мир есть не везде, а Б-г есть везде. В том числе и там, где мы видим только мир, Он есть ровно в той же степени. Именно об этом говорит метафора "небо - место Б-га, а земля - место мира". Разумеется, речь не идет о физических или пространственных понятиях. Земля - это сфера иллюзии существования мира и отсутствия Б-га. А небо - это сфера, где такой  иллюзии нет.

Еще одно отличие: газ не может вернуться в воду, а мир не просто может вернуться в Б-га - он стремится вернуться в Б-га, поскольку это - его естественное состояние. Как вода стремится течь вниз. Для того, чтобы вода текла вверх, как в фонтане, нужен насос, работающий на какой-либо энергии. Точно так же для того, чтобы мир продолжал "существовать как отдельная субстанция" (то есть для поддержания этой иллюзии), нужна энергия. И эту энергию мир получает... откуда? Понятное дело, от Б-га, откуда еще? И если хоть на мгновение произойдет "отключение электричества" - вода в фонтане упадет вниз. Мир вернется в Б-га, иллюзия существования мира исчезнет. А когда подача электричества возобновится, фонатн снова забьет вверх.

Каким же образом Б-г управляет миром? Примерно так, как некий сказочный йог управляет своим телом. По умолчанию любой орган слушается его, у органов нет собственной воли. Для того, чтобы орган начал действовать "на свое усмотрение", йог должен произвести действие: предоставить ему свободу воли. Только йог не всегда знает, что там может наворотить желудок, которому дали свободу воли: останется здоровым или заработает язву, например. Ведь у йога есть настоящее, прошлое и будущее, и будущее йог не знает. А Б-г не зависит от времени, потому что время - это часть мира, то есть такая же часть Б-га, как и все остальное. Б-г не зависит от времени и знает то, что произойдет в будущем, точно так же, как то, что произошло в прошлом. Б-г предоставил людям (и только им) свободу воли, но при этом знает, как они ею распорядятся.
Ну и еще одно важное отличие от йога: у йога голова управляет желудком, а дав ему свободу выбора, не знает о том, как поступит желудок. А Б-г един и неделим, у Него нет головы и желудка, Он управляет и  "знает" весь целиком,.

Ну и, наконец, где же в этой системе третий компонент - я? Очень просто: я - часть мира, то есть иллюзии. В рамках данной темы этого достаточно. Вот когда мы начнем говорить о цели сотворения мира - появятся нюансы, появится граница между "я" и "мир".

Вот так вот, очень схематично.
Понравилось? Понятно?

общество, евреи

Previous post Next post
Up