Горячий вопрос благоустройства

Dec 11, 2018 11:37





Галина Попеня. Цветные крыши.

4 декабря 2018 г. при Общественной палате РФ (https://www.oprf.ru/) открылась «горячая» линия по вопросам благоустройства и комфортной городской среды.

Ее организаторы хотят помочь людям в решении проблем и конфликтов, возникших при реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». Позвонить на «горячий» телефон может любой, кто столкнулся с безобразиями благоустройства и градостроительной политики.

Говорит член Общественной палаты, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ Контроль») Светлана Разворотнева: «Мы хотим собирать не только жалобы на некачественное обустройство общественных территорий. Мы хотим, чтобы люди рассказали, насколько они были вовлечены в процесс, учли ли их пожелания и потребности при подготовке проектов».

Что все это означает, и чем на деле поможет такой телефон?



Знакомая ситуация: в городе или поселке есть заброшенная или просто давно не приводимая в порядок территория. Старый парк, бывшая промзона, двор в жилом квартале - каждому свое. Прохожие обходят это грязное, неудобное место стороной и поминают недобрым словом городские службы. Дескать, куда те смотрят и когда наведут порядок. Власти списывают беспредел на недостаток денег.

Но однажды картина чудесным образом меняется. Во двор или разбитую улицу приезжают бульдозер и каток, выгружается толпа рабочих, закипает деятельность. Грунт раскидали, дорожки заасфальтировали, установили качели и горку, вкопали лавочки, посадили деревца. Иногда перемены более грандиозные: снесли старые сараи и обустроили стадион или каток. Поменяли дизайн автобусных остановок. Привезли торговые автоматы и установили светящиеся фигурки.



Евгений и Оксана Осиповы. Владивостокский дворик.

В большинстве случаев это означает, что местная администрация получила деньги на благоустройство по какой-то профильной программе. Например, федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды». Это действующий по всей России проект, для участия в котором муниципальные власти могут подать заявку. Если она отвечает необходимым условиям, городу выделят федеральную целевую помощь на благоустройство. Эта программа сама является частью национального проекта «Жилье и городская среда». Он рассчитан на 2018-2024 гг. и на него уже выделен триллион рублей из федерального бюджета. (Подробности можно узнать на сайте Министерства строительства и ЖКХ РФ: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhishno-kommunalnoe-hozyajstvo/strategicheskoe-napravlenie-razvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/).

На первый взгляд, схема хорошая. Она позволяет навести порядок в точках, которые давно его требуют. Только не знакомо ли вам чувство, когда после отъезда рабочих с объекта, кажется, что этот порядок какой-то «не такой»? Вроде бы все вокруг новое, «всяко лучше, чем было», но… неуютно.

Мы, ниже не вписавшиеся

Исчезла аура старого места. Вот бывший пустырь за музыкальной школой. Раньше его огораживала цепочка гаражей, за которыми пацаны гоняли после уроков в футбол. Дедушки, тогда еще молодые, перебрали по винтикам в этих гаражах не один «москвич». Там у них всегда был верстак, яма и хорошая компания. Клуб, в который они ходят по привычке - просто посидеть перед этими гаражами, поболтать, поднять настроение. Мальчишки привыкли, что их пункт сбора именно здесь, «на поле». Сюда стекаются те, кто отстукал свое на фортепьяно в музыкалке, и те, кто прибежал из дома после обеда и домашки. То есть это место всегда «принадлежало» пожилым людям и юным любителям футбола.



Сергей Григорьев. Вратарь.

Теперь по решению городских властей здесь делают бульвар. С велодорожками и тротуарами, торговыми киосками и детскими площадками для малышни. Отныне старикам здесь не место. Велосипеды и ролики оживили движение, бегают и шумят дошкольники, дефилируют мамы с колясками, у ларьков с мороженым толпится очередь. Формально все удобства у вас есть. Возьмите и «впишитесь»: вот лавочки - сидите, вот площадка - играйте в свой футбол.

Но бывшие гаражники вздыхают: много стало суеты, мельтешат перед глазами. Новая стоянка - какой в ней толк, разве там разведешь ремонт? Компания разбежалась, грустно… Ребятам на новых площадках тоже неудобно - кругом двух-трехлетки, их сердитые мамы, велосипедисты: «Куда вы лезете со своим мячом?!» Новый стадион есть, но до него - два квартала. Сашка и Никитос после музыкалки не успевают, а Даньке туда бежать через шоссе, мама не пускает… И в школе как-то не рады новому соседству. Слишком стало шумно, а занятия музыкой требуют спокойной обстановки. Окно открыть невозможно, улица глушит нашу флейту!

Или старый кинотеатр. Когда-то он был культурным центром. Сколько в нем осталось воспоминаний, переживаний, личных историй! Теперь кино не собирает толпы зрителей, задние по проекту 80-х годов устарело, кажется немодным, занимает много места. Давайте снесем и построим жилой квартал! Но разве 80-е - это не наша история?! Да здесь четверть населения района отважилась на свой первый поцелуй!



Андрей Куцаченко. Парк Шевченко.

Кто же решает, как благоустроить то или иное место? Кто-то учитывает интересы всех - вело- и автолюбителей, мам с малышами и подростков, школ, больниц, поклонников старины и торговых центров… всех жителей города? Кто-то спрашивает об этом - именно вас?

Как вы узнаете о проведении общественных слушаний? Насколько просто и удобно принять в них участие? Как работают сайты и «голосовалки» в интернете? Нужно ли где-то регистрироваться, чтобы поучаствовать в опросе? Зачем оставлять там свои данные? Засыплют вас потом спамом и рекламой? Корректно ли сформулированы вопросы? Или ответ можно трактовать двояко? Или спрашивают такое, что вовсе не важно, а на нужные детали внимания не обращают?.. Не знаю ситуации в других городах, но от московской системы «Активный гражданин» у меня сложилось именно такое впечатление. Вопрос, какой цвет присвоить новой ветке метро, кажется мне не самым болезненным для столицы. Но формально-то меня спросили. И да - вопрос о цвете тоже бы надо решить красиво.

И так сойдет!

Но это еще цветочки. Примеры с пустырем и кинотеатром все-таки подразумевают ответственный подход к делу. Когда администрация просто перераспределила городскую площадь, не спросив об этом жителей. Как было удобнее ей и застройщику. Возможно, тут даже обошлось без злого умысла. Просто присланный «из Москвы» градоначальник попал в чужой, незнакомый ему город. Он не знает, где здесь «намоленные» места, но искренне хочет, чтобы в городе было красиво и чисто. Чтобы его самого похвалило начальство, чтобы была в порядке отчетность, а горожане засвидетельствовали: «Этот - делает!» Ему кажется, что так рациональнее: разместить все нужные объекты там-то, что-то передвинуть, что-то совсем закрыть. Но при этом новый парк будет функционировать исправно, люди со временем привыкнут и оценят удобства.

Спору нет - ситуация абсурдна. Запрос на благоустройство и должен исходить из удобства и предпочтений жителей. Диктоваться не мнением сверху и хотелками девелопера, а здравым смыслом и желанием горожан. Да и само городское начальство должно бы не просто принимать объекты, а пользоваться ими вместе со всеми. Тогда уж оно точно будет в курсе, удобна ли эта поликлиника и долго ли добираться на автобусе до бассейна. Настоящий мэр старается не для федерального начальства, а для своего населенного пункта.

Но представим типичную картину. Жителей ни о чем не спрашивали. Просто перед очередными выборами пригнали технику во двор, установили карусели, заборчики и урны, огородили хоккейную коробку. Объект сдан и принят, статья в местной прессе опубликована. Дальше - пользуйтесь, граждане.

Радостные люди выходят во двор, но радуются недолго. Вокруг горок и качелей нет скамеек. Родителям, особенно бабушкам, тяжело стоять на ногах час-два во время детской прогулки. Если перед этим они зашли в магазин, еще и держать в руках тяжелые сумки. Качели расположены так, что если раскачаться посильнее, прилетишь спиной в фонарный столб. Никто не учел ни их амплитуду, ни расстояние между конструкциями. Сама площадка засыпана песком, который сохнет, превращается в пыль и быстро замусоривается. Вычистить из него фантики, окурки и прочий хлам - не то, что подмести асфальт. Если сделано резиновое покрытие, оно быстро рассыпается.

Самое главное - на все эти объекты уже потрачены деньги. Из общей государственной казны - наши с вами. Выделенные по целевому проекту, то есть по заявке, которая обещала, что жизнь горожан станет комфортной.



Сиферополь. Гагаринский парк в процессе благоустройства, февраль 2018 г.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов рассказал историю из Симферополя. «Комфортная городская среда» пришла туда в 2017 г. и… изуродовала самый большой парк в городе и республике -  «Гагаринский». Все дорожки подняли на 50 см от земли и заасфальтировали кое-как. Поставили самые дешевые скамейки и нелепые фонари. Выкорчевали ценные кустарники. Тяжелые КАМАЗы разбили поляны. Люди были в шоке от такого благоустройства. (На этот счет высказывались, впрочем, и другие мнения: http://russian-vesna.ru/vsled-za-blogerom-varlamovym-simferopolcy-vyskazalis-o-rekonstrukcii-gagarinskogo-parka/).

Другая история из г. Пионерск Калининградской области.  При строительстве квартала по ул. Пионерская застройщик изменил первоначальный проект, и во дворе вместо детской площадки появилась трансформаторная будка. Жители подали в суд, тот обязал застройщика построить детскую площадку. Он разместил ее над высоковольтным кабелем, проходящим в нескольких сантиметрах под землей.

Это еще не самые печальные истории, дошедшие до сведения Общественной палаты. Встречались случаи, когда власти отчитывались о работах, которые не проводили вовсе.

*  *  *

Теперь, если местные чиновники игнорируют жалобы и пожелания горожан, можно обратиться в Общественную палату России. Телефон «горячей линии» по вопросам реализации проекта «ЖКХ и городская среда» +7 800 737 77 66. Звонки бесплатные.

Еще раз: по нему можно сообщить не только о плохом качестве уже сделанной работы. Но и о решениях местных властей, которые не устраивают жителей. Лучше предотвратить неудачное и дорогостоящее обустройство, чем потом снова вкладывать деньги в его переделку. Если таких жалоб на проекты окажется много, Общественная палата обещает предложить изменения в законодательство.

С помощью «горячей линии», говорит А. Максимов, «мы попытаемся оценить, насколько реализация проектов улучшила жизнь людей». Обратите внимание: на этот раз вас спрашивают!



Евгений и Оксана Осиповы. Снежное утро.

Горячий звонок, конечно, не искоренит всех проблем в одночасье. Но стоит помнить, что сама Общественная палата и ее инициативы тоже финансируются из бюджета. Мы сетуем на чиновников, которые непонятно на что транжирят деньги, которых не хватает на пенсии, медицину и школу. Тут государственная структура предлагает инструмент, который позволит контролировать и оптимизировать бюджетные затраты. А также - свой авторитет и влияние там, где простые граждане или общественные объединения не справились с проблемами своими силами. Что ж, пусть Общественная палата и занимается прямым своим делом - отстаивает интересы граждан.

При подготовке статьи использованы материалы пресс-конференции «Нацпроект «Жилье и городская  среда»: новые механизмы общественного контроля» в ИД «Комсомольская правда». 05.12.2018.   
Previous post Next post
Up