Какие послания люди не любят получать?
Эту фразу создатели популярного телесериала вложили когда-то в уста очень умного героя. Но вовсе не обязательно быть Шерлоком Холмсом, чтобы дать на этот вопрос ответ: никто не любит получать письма со счетами. Счета за коммунальные и жилищные услуги - тоже не исключение, скорее наоборот.
Справедливости ради стоит сказать, что подавляющее большинство граждан, пусть и без особого энтузиазма, но все-таки оплачивает их исправно. Статистика подтверждает, что самые злостные неплательщики за услуги ЖКХ все-таки не физические лица, а организации, главным образом бюджетные.
Но встречаются хронические случаи и среди частных потребителей. Причем далеко не всегда это асоциальные элементы или люди «на мели». Ситуации складываются по-разному: иногда граждане попадают во временные, но действительно тяжелые материальные обстоятельства, порой забывают о своем долге, а случается и в самом деле «забивают» на него. С последней категорией, пожалуй, труднее всего. Опыт свидетельствует, что человек, который вынужден считать каждую копейку, как правило, оказывается в числе плательщиков исправных. Он-то как раз в первую очередь стремится не влезать в долги, а если такое случилось, побыстрее с ними рассчитаться. Ярчайший пример - наше старшее поколение, традиционно не откладывающее квитанции в долгий ящик. Возможно, тут свою роль играет воспитание и не окончательно канувшие в Лету принципы прошлого общественного устройства.
Сегодня, когда на первом месте оказалось «я и мои интересы», всеобщие нужды заметно чаще упускаются из виду. В сугубо потребительской психологии не особенно долго ломают голову над дилеммой предпочтений: что важнее - поездка на море и новая машина («ведь я заслуживаю!») или какие-то «непозитивные» долги за услуги, которые все равно безотказно окажут. Действительно, капремонт в любом случае сделают, мусор вывезут, тепло включат, лифт починят и подъезд помоют для всех жильцов одновременно. А если собственник квартиры еще и не проживает в ней лично, сдавая, к примеру, внаем, то ему и вовсе бывают безразличны частота уборки общих помещений и красота входной группы.
Не будем здесь вдаваться в излишнее морализаторство, с точки зрения классических категорий «что такое хорошо и что такое плохо» и так понятно, что задолженность по ЖКУ - пагубная ситуация. Разрешать ее следует обязательно и прежде всего - в интересах управляющих и снабжающих организаций, честно предоставляющих свои услуги, а также добросовестных плательщиков, за счет которых покрывается хроническая неустойка.
На пристава надейся, а сам не плошай!
Поскольку на свете не бывает ничего бесплатного, совершенно очевидно, что и долгов без последствий не существует. Российское законодательство предписывает санкции для должников ЖКУ, среди них, в частности, предусмотрены: неустойка за несвоевременную оплату (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ; п. 159 Правил предоставления коммунальных услуг), выселение из жилого помещения нанимателей по договору социального найма при просрочке платежа свыше шести месяцев (пп. 1 п. 4 ст. 83 ЖК РФ), обращение взыскания на помещение (если оно не является единственным жильем для должника) и ограничение либо приостановка водоотведения (пп. 81-82 Правил предоставления коммунальных услуг). В целом, если вдуматься, наказания достаточно серьезные. Почему же в таком случае они не пугают злостных неплательщиков?
Ответ здесь также не подразумевает исключительно тонкой дедукции: в наших реалиях, к сожалению, строгость законов компенсируется необязательностью/трудностью их применения. Наложить суровый штраф может быть и несложно, но добиться реальных выплат от должника - задача, требующая нетривиальных мытарских способностей.
Управляющая организация располагает несколькими законными способами взыскания задолженности с потребителей ЖКУ. Это превентивные меры, досудебное взыскание, взыскание через суд, обеспечение исполнения судебного акта о взыскании, банкротство физических лиц. Каждый этап требует существенных усилий, которые допустимо и зачастую, по словам экспертов, действенно сопроводить определенной жизненной смекалкой.
Первый из перечисленных способов в большей степени применим в профилактических целях. Чтобы не допустить возникновения долгов, с собственниками помещений в МКД целесообразно провести информационно-разъяснительную работу - на общих собраниях или через информационные стенды в подъездах. Иногда люди действительно не знают и не догадываются, чем чреваты невыплаты по квитанциям. Иногда не подозревают, что, столкнувшись с временными материальными трудностями, имеют возможность обратиться за помощью к государству или договориться о реструктуризации долга с самой управляющей организацией. Донести до них эту информацию не составит особого труда, тогда как работа на предупреждение, как минимум, сократит количество «забывчивых» и реально поможет людям, которые и желали бы заплатить, но не могут по объективным причинам.
Далее следуют мероприятия, предусмотренные для случаев, когда накопление долга уже имеет место. Досудебное взыскание подразумевает ряд определенных действий управляющей организации для сбора неплатежей перед обращением в суд с иском на должника. Иными словами - это возможность разобраться с неплательщиком частным порядком, дать ему возможность рассчитаться за оказанные услуги, не привлекая мощь государственной машины. На этом этапе практикуются разъяснительные беседы с самими должниками, проведение общих собраний собственников с обсуждением конкретных ситуаций, направление письменных претензий с указанием суммы долга и применения дальнейших санкций.
Много споров вызывала такая мера, как размещение информации о должниках на дверях и информационных стендах в подъездах. Причем такие «доски позора» зачастую устраиваются нарочито броско и красочно, с указанием имен «штрафников», номеров квартир и суммы задолженности. Управляющим организациям следует знать о категорической недопустимости подобного шага. Он расценивается судами как неправомерное использование персональных данных и становится основанием для привлечения УО к административной ответственности.
Вместе с тем досудебный этап разбора долговых претензий - это, пожалуй, самый безболезненный и эффективный период при условии приложения определенных усилий и умении проявить находчивость со стороны УО. По словам юриста, директора НП СРО УН КИТ Елены Шерешовец, очень действенный способ взыскать неплатежи - «грамотно напугать». Ключевое слово здесь - «грамотно», то есть ни в коем случае не перегибая палку и строго в рамках допустимого.
Для начала - сама угроза обращения в суд мгновенно отрезвит многих. Далее - красочное описание различных вариантов взыскания возможных аналогов денег, которых якобы нет, тоже приносит быстрые и заметные плоды. Способов найти «болевую точку» должника на практике - масса, просто нужно внимательно искать, уверяет Е. Шерешовец. Конкретные секреты мастерства, которыми эксперт поделилась с профессиональной аудиторией в рамках XII Всероссийского форума «Система управления жилищным фондом России», чуть ниже - в разделе о методах непосредственного взыскания средств.
Здесь же напомним еще о порядке взыскания задолженности по решению суда. Если превентивная тактика потерпела фиаско, и дело дошло до следующего этапа, управляющей организации потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол общего собрания собственников помещений МКД о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст. 161, 162 ЖК РФ), расчет и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг и периоде их выполнения. А дальше - запасаться терпением.
Истцам (УО) и судебным приставам нередко приходится разыскивать должников, многие из которых не проживают по указанному адресу регистрации. На весь период розыска исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные управляющей организацией судебному приставу-исполнителю на нужды поисков, компенсируются впоследствии за счет должника (п. 2 ст. 28 Закона об исполнительном производстве). В случае обнаружения какого-либо имущества должника кроме принадлежащего ему помещения, УО имеет право ходатайствовать перед приставом об обращении взыскания на него. К имуществу, на которое может быть обращено взыскание, относятся: автомобиль, право требования к другим физическим или юридическим лицам, банковские счета и вклады, компании, обладающие каким-либо имуществом.
Если собственник не проживает в помещении, сдавая его внаем, то взыскание долга производится с собственника помещения, а не с нанимателя. В случае смерти собственника-должника его долги и обязанность по их выплате наследует правопреемник.
Наконец, существует еще возможность банкротства физических лиц, прописанная Федеральным законом № 127 от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», вступившим в силу 1 октября 2015 г. Воспользоваться положениями закона может должник, если он хочет погасить свою задолженность посредством имеющегося имущества или утвержденной в судебном порядке рассрочки. При таком обороте событий, если собственник помещения в МКД объявит себя банкротом и пройдет необходимую для этого процедуру, его долг по оплате коммунальных платежей может быть реструктуризован или имущество может быть реализовано для погашения задолженности. Управляющая компания, таким образом, может на правах кредитора получить причитающиеся средства.
Для реализации реструктуризации долга или реализации имущества также потребуется выполнение ряда формальностей, на описании которых мы здесь не будем подробно останавливаться. Они достаточно расписаны в законодательстве, наша же цель - рассмотреть возможные методы непосредственного получения денег от должника, который, располагая достаточными средствами, избегает оплаты оказанных ему услуг.
На всякого должника довольно «страшноты»
Если человек оказался стеснен в средствах либо по каким-то причинам забыл или не успел вовремя погасить платеж, заставить его «исправиться» легче уже потому, что в его действиях нет злого умысла. Где-то стоит просто действительно немного подождать, напомнить, провести доверительную беседу, иногда - помочь советом и вместе подумать над тем, как не допустить повторения случившегося в будущем. Сложнее обстоят дела с теми, кто не платит намерено и на протяжении длительного времени, попросту живя таким образом за счет соседей.
Очень показателен в этом отношении пример судебных приставов, которые, имея на руках предписание суда, на практике не слишком усердствуют в поисках должников, оказавшихся вне зоны легкой доступности. Заложником обстоятельств в этом случае оказывается управляющая или снабжающая организация, перед которой государство формально выполнило свои функции, но реальных денег истец так и не получил. Что же делать, если приставы не работают?
Тогда за дело приходится браться самим «пострадавшим» и, по словам Е. Шерешовец, некоторые организации реально преуспели в этом деле, подойдя к нему не всегда стандартно. Сама юрист, впрочем, признает, что способов таких не слишком много. Но главное здесь - не количество вариантов, а их результативность.
К сожалению, первое, что приходит на ум - повлиять на действия пристава - осуществить тяжело, часто вовсе невозможно. Долги по ЖКХ характеризуются множеством особенностей. Не секрет, что и официальному исполнителю судебного решения взыскать их гораздо труднее, чем какие-то иные долги, например, с юридического лица. Кроме того, закон предписывает для взыскания очень короткие, на практике непосильные сроки - всего два месяца. Естественно, за два месяца даже при желании большинство исполнителей с задачей не справится, ведь львиная доля случаев, прошедших стадию суда, это как раз так называемые злостные, «шифрующиеся» неплательщики.
О законных возможностях стимулировать и ускорить работу приставов наш журнал рассказывал в прошлом году (см. Демидович М. Взыскание задолженности: только активная позиция // Коммунальный комплекс России. 2017. № 11. С. 14-19). Но, как уже было сказано, не всегда эти попытки приводят к успеху.
Похоронив надежды на судебного исполнителя, первое, что, по словам эксперта можно и продуктивно сделать, это взять исполнительный лист и пойти с ним в банк. Если должник - юридическое лицо, то вопросов, в какой банк обратиться, не возникает. В отношении остальных, во-первых, действует положение Центрального банка РФ о возможности запроса информации о наличии расчетного счета. Во-вторых, в 99% случаев имеет смысл обращение в Сбербанк - у подавляющего большинства граждан есть его карточка. Сегодня практически невозможно найти человека без кредитной карты. Поэтому исполнительный лист целесообразно напрямую отнести в банк с заявлением о наложении взыскания. При наличии исполнительного листа по факту поступления (наличия) необходимой суммы на банковском счете она автоматически перечисляется кредитору. Отказать в приеме исполнительного листа банк по закону не может.
Следующая рекомендация, которой поделилась юрист, это, как уже было сказано, «грамотно напугать». Сразу оговоримся, все приведенные ниже примеры отнюдь не бесспорны. Речь шла о случаях, когда реально удавалось на практике добиться выплат. Ознакомившись с ними, можно как «узнать» схожую и подходящую для себя ситуацию, так и поразмышлять над возможностями собственной тактики. Важно лишь помнить, что это - не стопроцентная панацея и не догма.
Первое, что производит действенное впечатление на нерадивого жильца - угроза ареста автомобиля. Указать на этот вариант допустимо посредством простого уведомления, причем речь можно вести не о самом транспортном средстве, а о праве его вождения. Многие автовладельцы сразу предпочтут выплаты по долгам ЖКУ.
Следующее возможное ограничение - выезд за границу. Формально он запрещен с действительно большой суммой долга, но перед сезоном отпусков и каникул, перед новогодними и майскими выходными само напоминание об этой санкции приносит свои плоды в копилку платежей. Иногда достаточно просто развесить в подъездах объявления со ссылкой на соответствующие пункты закона, и большинство потенциальных отдыхающих задумается о «подстраховке» от конфуза на пограничном пункте.
На удивление продуктивно действует угроза… забрать домашних животных. Сегодня очень многие держат домашних питомцев, в том числе и дорогостоящих пород, не говоря уже о сердечной привязанности к семейному любимцу. Домашние животные согласно закону являются имуществом граждан, соответственно, могут и подлежать отчуждению.
Мера эта, однако, крайне неоднозначна с моральной точки зрения. Важно учитывать, что ее буквальная реализация в отдельных случаях может быть чревата последствиями куда более плачевными, нежели опасность отпуска без морских прогулок. Тот, кто решится на подобное, должен отдавать себе отчет как в возможных «контрмерах» со стороны должника, так и во вполне вероятной неадекватности этих контрмер. Кроме моральных страданий, которые безусловно будут доставлены «осиротевшему» хозяину, он на удивление быстро обретет в глазах тех же соседей статус жертвы, а не нарушителя общественной дисциплины (стоит всем «собачникам» подъезда лишь представить себя в подобной ситуации). На помощь могут быть призваны и организации защитников животных, и другие структуры, включая государственные. В лучшем случае такой поворот событий обернется дополнительной волокитой и разбирательствами, в худшем «пострадавший» может прибегнуть и к реальному физическому насилию. Конечно, его неправота впоследствии будет доказана, и положенное наказание он понесет. Но принесет ли это пользу тому, кто, быть может, пострадает от его действий - вопрос открытый.
Так что этот инструмент влияния следует использовать исключительно с хирургической точностью и осмотрительностью. Однако не будет особого вреда в том, если, отыскав в интернете материалы о реальных подобных случаях изъятия, разместить эти распечатки на тех же информационных стендах. Юрист подсказывает возможность оформления такой информацией помещений управляющих организаций, куда приходят посетители, образуя очередь. Во время ожидания они невольно прочитывают объявления, а потом обсуждают новые сведения, в том числе и с соседями. Осуществив такое незаметное, легкое зондирование посредством «сарафанного радио», впоследствии можно будет направить должникам несколько уведомлений соответствующего содержания.
Практика показывает, что такого рода «страшилки» работают даже лучше судебных приставов. На каждого уклониста от выплат находится своя «зацепка», которая сработает в отношении конкретного человека. Один испугается того, что заберут любимого кота, другой - невыездного статуса, третий - потенциальной описи имущества.
Варианты уведомлений сегодня допускаются самые разнообразные - лично под роспись, заказным письмом и т.д. Подойдет любой способ, который можно доказать.
Хорошо, по свидетельству юристов, работает способ не запугивания, а поощрения. Так, одно из предприятий водоканала решило провести лотерею для тех, кто погасил долг по коммунальному ресурсу. Победитель получил денежный приз, о чем публично сообщила местная пресса. Этот вариант, впрочем, крайне сомнителен в плане того, что реально поощряет именно должника, а не добросовестного плательщика. Последний и так несет на себе бремя недоимок нарушителя платежной дисциплины. И тут же на его глазах материальная помощь оказывается именно тому, из-за кого он сам, быть может, отказывает себе в комфортном отпуске или более дорогом авто. Трудно воспринимать подобные факты иначе, как несправедливость и насмешку. Но ничто не мешает любой организации придумать и предложить потребителю свой, более справедливый «пряник» вместо «кнута».
Итак, как видим, поле для приложения фантазии достаточно широкое. Приведенные выше примеры могут подсказать как буквальное, так и частичное заимствование опыта, посмотреть на проблему шире, выйти за границы формального подхода. Последнее может быть продуктивно и в том плане, что поможет наконец людям увидеть в контрагенте не просто «должника» или «мытаря», а человека, который при правильной расстановке акцентов может многое и понять, и осознать, и сделать, если будет реально видеть, на что и для чего потратил свои средства. Это - трудная работа, на которую у тех же управляющих организаций объективно может недоставать кадров, технических и материальных возможностей. Но начинать с чего-то все же необходимо.
Главное, еще раз подчеркнем - действовать строго в рамках закона и не форсировать процесс без лишней нужды. Даже имея на что-то формальное право, следует применять его, руководствуясь здравым смыслом. В конце концов, от финансовых сложностей не застрахован никто из нас, и как знать, что будет чувствовать вчерашний взыскатель, оказавшись в какой-то момент в шкуре задолжника - роли могут поменяться всегда. Следует помнить, что если человек по какой-то причине счел возможным нарушить установленный законом порядок (хотя бы и в части неплатежей), то определенную черту он в своем сознании уже переступил. Незачем искусственно доводить его до следующей планки. Иногда вроде бы проверенными действиями, давшими хороший результат у соседей, можно не устранить, а усугубить этот процесс, получив последствия еще более негативные, чем первоначальная ситуация.
Это вовсе не значит, что с должниками не следует бороться! Долг, как известно, платежом красен, и противникам данной сентенции не стоит потакать. Напротив, нужно признать и всячески доносить до сознания людей, что манкирование платежек - это не «ерунда», а реальное, серьезное нарушение. Подобный взгляд на вещи, к сожалению, закрепившийся в нашем обществе - серьезное свидетельство его нездоровья. Сама постановка задачи «найти способ выполнить работу пристава за пристава и без его привлечения» в корне своем неправильна и заставляет поднимать отнюдь не хорошие вопросы - собственно о предназначении, порядке содержания и смысле существования институтов, которые не работают. Вопросы о целях и ценностях, на которых сконцентрированы сегодня наши граждане, о приоритетах, которые каждый сам расставляет для себя, и вообще умении и способности выделять какие-то ориентиры.
В настоящее время очевидно, что проблема долгов носит системный характер. Искоренить ее целиком и полностью отдельному добросовестному судебному исполнителю или ответственной управляющей организации частично и локальными средствами невозможно. Но начать двигаться в данном направлении стоит, проанализировав возможные варианты, установив четкие правила хотя бы в своем доме и поделившись способами решения проблем с коллегами. Тогда, возможно, порядка действительно станет больше. Ведь разруха, если вновь вспомнить знаменитых литературных персонажей, не в подъездах и клозетах. Она - в головах. В том числе - и должников всех уровней, которые в нынешних обстоятельствах уверены в своей безнаказанности, в том, что жить за чужой счет - «ничевотакова».
Опубликовано в журнале «Коммунальный комплекс России», 2018, № 7-8, сс. 20-25.