Сегодня мой рассказ о единственном в Нижем Новгороде Католическом храме- Храме Успения Пресвятой Богородицы. С любезного разрешения отца Марио, я смог фотографировать внутри храма. Эти фотографии я выставляю на ваш суд.
Ри́мско-католи́ческая це́рковь - принятый с начала
XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной
Церкви, которая осталась в общении с
Римским епископом после
Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «
Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на других языках различаются. Во внутренних документах
Католическая церковь использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым
артиклем в языках, имеющих его), либо «Вселенская церковь» (Ecclesia Catholica).
Католическая церковь полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова.
Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт
Католической церкви
латинского обряда (включая, наряду с римским,
амвросианский,
брагский,
лионский и
мосарабский).
Католическая церковь состоит из Римско-католической церкви
латинского обряда и 22
восточнокатолических церквей Храм Успения Пресвятой Богородицы -
католический храм в городе
Нижний Новгород (
Россия). Административно относится к католической
архиепархии Божьей Матери, возглавляемой
архиепископом Паоло Пецци. Настоящий храм хронологически является третьим католическим храмом в Нижнем Новгороде. Предыдущие два храма имеют различную историю. Первый храм Успения Богородицы в Нижнем Новгороде, построенный в 1861 году, был разрушен в 30-х годах XX столетия. Второй храм, строительство которого было начато в 1914 году, был закрыт в 1929 году. В настоящее время в его перестроенном здании находится государственное учреждение. Действующий ныне католический храм Успения Богородицы находится по адресу улица Студёная, 10 б.
Первые католики в Нижнем Новгороде появились в XVII веке. Они селились в так называемой Панской слободе. В XIX веке на Нижегородской ярмарке торговали купцы из
Франции; после
Отечественной войны 1812 года в Нижнем Новгороде осталось небольшое количество французских пленных. После
польского восстания 1830 года в Нижний Новгород направлялись в ссылку участники восстания, которые составили первую устойчивую католическую общину в городе. С 1833 по 1836 гг. в Нижнем Новгороде стали открываться престижные учебные заведения: Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц. В этих учебных заведениях обучались лица разных национальностей, для которых было обязательно прикомандировано духовенство различных христианских конфессий. В это время для духовного окормления католиков в Нижнем Новгороде стали приезжать католические
священники из
Казани,
Саратова и
Москвы.
10 февраля 1994 года в Нижнем Новгороде была зарегистрирована католическая община. Городская администрация не вернула католической общине сохранившийся, но значительно перестроенный католический храм, предоставив для богослужений помещение бывшей конюшни, находившейся по соседству. 30 ноября 1997 года часовня Успения Богородицы, располагавшаяся в бывшем домике священника, была освящена
архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. Настоятелем часовни был назначен священник из
Аргентины Марио Бевератти. 28 декабря 1998 года приход получил оставшуюся часть бывшей конюшни, где после реставрации разместился нынешний храм.
9 января 2000 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 24 сентября 2005 года в приход для работы прибыли монахини из монашеской конгрегации «Сёстры святого Феликса» (CSSF).
Современное здание церкви Успения Богородицы в Нижнем Новгороде расположено в историческо-архитектурном памятнике «Конюшня купца Щёлокова». В 2004 году администрация города разрешила расширить здание. Была увеличена алтарная часть, построена полукруглая алтарная апсида и обустроен главный вход со стороны улицы Звездинка.
Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до
Великого Раскола 1054 года как свою историю.
Согласно доктрине католической Церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.
Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к
апостольским временам
Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный.
Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда.
В храме выделяется центральная часть - алтарная, или пресвитерий - место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары - пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.
Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).
Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане - запрещено.
При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.
Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.
Устройство храмов у католиков отличается тем, что в них алтарь обращен на запад, а престолы могут быть в разных сторонах храма - не только западной, но и северной и южной.
В католических церквах нет иконостасов и алтарной преграды того вида, какой принят в церкви восточной (западный обычай в этом случае - более древний, чем восточный), нет сени над престолом, и самый престол не всегда бывает огражден решеткой или балюстрадой; к нему могут подходить не только священники, но и миряне, мужчины и женщины.
Жертвенников для приготовления св. даров не устрояется. Иконы нередко имеют характер вполне мирских картин. Католические храмы украшаются также статуями, лепными и резными;
некоторые из них во время священных процессий и в праздники одеваются в современные модные костюмы.
Допускается декоративное убранство церквей по образцу театрального (напр. пещера Рождества Христова, пещера с гробом И. Христа в Великую субботу). Во время богослужения позволяется сидеть; большая часть храма бывает занята скамьями и стульями, которые часто отдаются приходящим за деньги, по таксе. Вставать предписывается лишь в более важные моменты богослужения
Я был в храме сразу же после католической Пасхи. Почти все скульптуры были украшены цветами. А в самом храме стоял густой запах цветущих лилий.
Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося.
Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то - это может быть
разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.
В католическом храме вдоль стены расположен так называемый Крестный путь - 14 картин или рельефов, изображающих этапы крестных страданий Христа. Около каждого из этих изображений верующие останавливаются, размышляя о тайне страстей и крестной смерти Христа. Духовно участвуя в Его страданиях, они стремятся глубже осознать безграничность Его любви к людям и научиться, подобно Ему, быть послушными воле Небесного Отца.
В главном помещении храма - зале, где проходят богослужения - соблюдается молитвенная тишина. Не допускаются разговоры по мобильному телефону в зале для богослужений. Просьба отключать звуковой сигнал при входе в зал. Не допускается приём пищи и напитков в зале для богослужений.
Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.
В католическом храме присутствует инструментальное сопровождение: звучит орган или фисгармония. Отсюда можно сделать вывод, что католическая месса носит более пышный, праздничный характер, в которой используются все виды искусства для воздействия на сознание и чувства верующих.
К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В личной беседе ко всем священникам можно обращаться «отец», к монахам - «брат», к монахиням - «сестра».
Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.
В общении со священством нужно различать два уровня - тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.
Католическое священство дает обет
безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность - как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.
Посты по теме:
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.1. Храм адвентистов седьмого дня.
http://milutkin.livejournal.com/37788.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород. ч.2. Армянская церковь
http://milutkin.livejournal.com/37918.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород. ч.3. Храм евангельских христиан-баптистов
http://milutkin.livejournal.com/44366.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород. ч.4. Синагога
http://milutkin.livejournal.com/44786.htmlГород наизнанку. Нижний Новгород.ч. 5. Церковь пятидесятников
http://milutkin.livejournal.com/44966.html