Джоанн Харрис. "Джентльмены и игроки"

Jan 25, 2016 19:01


«Чтобы ударить в лицо, надо видеть это лицо, чтобы сорвать маску, надо видеть маску».
(Р.Брэдбери «Из праха восставшие»)
Книги Джоанн Харрис давно стоят в моем списке на прочтение, но я постоянно откладывала их в долгий ящик. И вдруг, перед самым Новым Годом, таинственный голос интуиции стал нашептывать: «Прочти, ну прочти же!». Сразу взяться за книгу не удалось, тем не менее вскоре (а месяц для моего списка прочтения - это, поверьте, вскоре) я всё же прочла этот роман. И не зря - книга оказалась интересной и довольно стоящей.

Первое, чем книга запоминается - это идеальная атмосфера. Тот самый случай, когда всё есть, но в меру, без перегибов: строгость и чопорность, преданность традициям, снобизм богатых и отчаяние бедных - все черты хорошей книги об Англии. Вышло настолько хорошо, что меня первое время приводило в недоумение упоминание современных представителей мультипликации: что в этой классике забыли «Саус Парк» и  «Симпсоны»? Плюс ко всему, в центре повествования стоит частная школа, что как нельзя вписывается в общую картину.



Кстати о школе - здесь это не простое место действия, а некий образ, настолько фундаментальный, что не нуждается в отдельном описании: он и так сквозит в каждом герое, в каждой строчке книги. Подобно серому кардиналу, стоящему за королевским троном, Сент-Освальд стоит за учителями и учениками, которые преданы ему беззаветно.

А вот с сюжетом обойтись без перегибов не удалось. Не знаю, как у других читателей, но у меня возникло такое чувство, что неожиданная развязка не вписывается в сюжетную линию. Книга очаровывала своей неторопливостью, психологической стороной,  двоякостью происходящего, позволяющей наблюдать за происходящей шахматной партией с двух сторон - учителя и ученика, добра и зла, героя и злодея. И вдруг «бах!»  -  происходящее несется вперед со скоростью нерадивого пса, ужаленного осой в пятую точку, король оказывается королевой, а белый рыцарь начинает страдать склерозом. В итоге общая картина кажется настолько сюрреалистичной, что ей просто отказываешься верить. А ведь две трети книги всё было практически идеально (*горький вздох*).



*Сент-Освальд вполне мог бы выглядеть как-то так. Ну, только без девушек*
Впрочем, несмотря на перегиб с концовкой, книга запоминается: то ли намеками на криминальный детектив, то ли тщательно воссозданными декорациями, то ли контрастным изложением событий. Так что читать, пожалуй, советую!)

P.S. Немного о совпадениях (что-то они стали часто мне попадаться). В дном из воспоминаний  главного героя проскальзывает фраза: «Так мне довелось прослушать множество начальных уроков латыни мистера Честли, физику для второго класса, которую вел мистер Слоун, историю искусств мистера Лэнгдона». Мне тут же вспомнился Роберт Лэнгдон, герой цикла произведений Дэна Брауна. Совпадение или Джоанн Харрис фанатка «Кода да Винчи»? А как думаете вы?

Книги, Книжное путешествие

Previous post Next post
Up