Кругобайкальская железная дорога стала составным звеном в составе Сибирской железнодорожной магистрали, предпосылкой строительства которой была необходимость более надежного сообщения экономически развитой России с Сибирью и Дальним Востоком, заселения их территорий, хозяйственного освоения и использования природных богаств. Кроме того единственный путь - почтовый тракт, связывающий Россию с Китаем, выгодным торговым партнером, очень часто находился в неудовлетворительном состоянии, и на доставку товаров затрачивалось много времени и средств. И из всего почтового пути самым трудным участком тракта того времени был Кругоморский (вокруг Байкала).
Естественно, что такое положение дел не устраивало ни императора Александра III, ни крупных промышленников, ни самих сибиряков. С 50-60-х гг. ХIХ в. говорилось о необходимости транзитного железнодорожного пути через Сибирь к Дальнему Востоку, и в 1882 г. Император принял резолюцию и ознакомил с ней Комитет Министров: "Изыскания произвести безотлагательно, рассмотреть и обсудить направления Сибирской магистральной линии в Комитете Министров".
После тщательных изысканий и необходимых предварительных работ, 21 февраля 1891 г. было принято решение о начале постройки Сибирского железнодорожного пути, а 10 декабря 1892 г. был образован Комитет Сибирской железной дороги под председательством Наследника Цесаревича Николая, который, став в 1894 г. императором, оставил за собой звание Председателя Комитета Сибирской железной дороги.
Сибирский железнодорожный путь был разделен на 7 участков: Западно-Сибирский (от ст.Челябинск до р.Оби) - 1328 верст, Средне-Сибирский (от р.Обь до г.Иркутска) - 1754 версты,Кругобайкальский (от г.Иркутска до пристани Мысовой) - 292 версты, Забайкальский (от п.Мысовой до г.Сретенска) - 1000 верст, Амурский (от г.Сретенска до г.Хабаровска) - 347 верст, Северно-Уссурийский (от г.Хабаровска до ст.Графской) - 347 верст и Южно-Уссурийский ( от ст.Графской до г.Владивостока) - 382 версты. Вся длина Сибирской железной дороги составила 7112 верст.
(Источник) 27 июня - 9 июля 1902 г. в Петергофе Государем Императором, Комитетом Сибирской железной дороги и Департаментом Государственной Экономии Государственного Сената был утвержден план направления, продольный профиль, технические условия по постройке Кругобайкальской железной дороги, а также табель окладов служащих. Но подготовительные работы - это: вырубка леса, строительство бараков для рабочих и др. - начались уже летом 1901 г. Окончить сооружение дороги предполагалось в 1905 г. Кроме того, темпы работы усиливала реальная угроза Русско-Японской Войны.
В административном отношении участок Байкал-Култук-Слюдянка делился на три строительных участка: 1-й - от станции Байкал до Асламова мыса - протяженностью в 40,5 верст и 2-й - от Асламова мыса до станции Култук - протяженностью в 41 версту, а отрезок дороги Култук-Слюдянка вошел в состав 3-го строительного участка (Култук-Мысовая). При этом верстовой отсчет дороги, а позже и километровый, велся от станции Иркутск. Так например станция Байкал находилась на 62 версте (ныне 72 км), а Култук - на 140 версте (157 км).
(Источник) Буквально сразу же по окончании строительства 1-го пути в 1905 г., была образована Особая комиссия под руководством тайного советника - инженера К.Михайловского для решения вопроса о сооружении 2-го пути. При завершении 2-го пути пропускная способность дороги должна была увеличиться до 48 пар поездов в сутки; одновременно со строительством дополнительного пути укреплялись бы ненадежные подошвы откосов полотна и скальных выемок; появлялась возможность внести изменения в план первого пути, уменьшив радиусы поворотов и, соответственно, протяженность дороги.
Вместо предполагаемого первоначально срока окончания строительства - в 1914 г., второй путь был сдан в эксплуатацию 1 октября 1915 г., а с 9 декабря этого же года - передан в ведение Забайкальской железной дороги. Срыв первоначальных сроков произошел по нескольким причинам: сокращение кредитов в 1914-1915 гг.; усиление воинского движения, почти полностью прекратившее движение по существующему пути рабочих поездов и ограниченная возможность проведения взрывных работ; невозможность прекращения или осуществления перерыва в дневном движении поездов.
Строительство Кругобайкальской железной дороги можно было считать завершенным. Второй период строительства отразился на общем облике дороги следующим образом - кроме природного камня, при возведении инженерных сооружений (водопропускные сооружения, галереи, подпорные и берегоукрепительные стенки) активно стал использоваться железобетон - новый материал для того времени; большее внимание было уделено станциям и поселкам, их планировке и внешнему виду - архитектура была уже выполнена в стиле "модерн МПС", причем, в этот период, кроме типовых, разрабатывались и применялись в строительстве индивидуальные проекты. Это, в основном, жилые дома для начальников участков и дистанций, которые значительно разнообразили застройку станций и поселков (Байкал, Уланово, Маритуй, Култук, Слюдянка). На участке дороги Байкал-Слюдянка было образовано 10 остановочных пунктов - станции и разъезды с жилыми поселками при них: р.Лиственичный, р.Толстый, ст.Хвойная, р.Пономаревка, ст.Маритуй, р.Бакланий, ст.Шарыжалгай, р.Хабартуй, ст.Култук, ст.Слюдянка.
(Источник) В настоящее время часть кругобайкальской дороги, на участке от Слюдянки до Листвянки, закрыта для движения пассажирских и товарных поездов. Теперь эта часть ветки объявлена экскурсионным маршрутом!!! И там на кругобайкальском экспрессе катают только туристов! Поездка на стареньком паровозике, конечно была бы поинтереснее, но стоимость (если не ошибаюсь, 4000р) нас сильно смутила и в результате мы поехали на новеньком экскурсионном поезде (стоило это в 4 раза дешевле). Поезд нас довез до порта Байкал, а дальше наш путь до Листвянки продолжился на пароме через устье реки Ангара! Но про это рассказывать пока рано.....
Пожалуй дальше я не стану много писать, а просто выложу фотографии с минимальным количеством комментариев!
Вид из окна..
...
На первой остановке..
...
Там же)
...
...
Экскурсия по тоннелю.
...
...
...
...
Вторая стоянка. Почти полтора часа....
...
Обследование паровоза в Половинном)
...
Топка паровоза!!
...
Местные!
...
...
...
...
...
...
Собственно на этом заканчивается моя серия фотографий.... Когда мы приехали в порт Байкал, все уже сильно устали, хотелось спать. К тому же шел дождь.... И нужно было не пропустить паром!
А про Байкал я ещё не раз напишу у себя в ЖЖ!!! Продолжение следует!