По официальной версии собор был построен в
1555-
1561 годах по приказу
Ивана Грозного в память о взятии
Казани и победе над
Казанским ханством, которые случились именно в
день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года.
Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный
псковский мастер
Постник Яковлев по прозвищу
Барма. По другой, широко известной версии
Барма и
Постник - два разных архитектора
[2]. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно
итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений
Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества
эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу
Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании
Казанского кремля[5].
В
1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного (которая дала название всему сооружению), для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. Всего же церквей девять.
В конце
XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй половине
XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами. На вопрос, почему раньше при строительстве сразу же не был сделан свод, ответили, что ну не догадались мастера. Такой храм построить догадались, ориентированный по сторонам света, с причудливо расположенными башенками, а свод сделать не догадались.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
В 1817 году архитектор
Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду (вначале вдоль Москворецкой улицы; в 1834 году, после прокладки Масляного переулка - с южной стороны храма)
[8].
В общем, история нашего экскурсовода и версия Вики различается. Это сооружение построил Иван Четвертый в честь взятия Казани, который произошел в праздник Покрова Богородицы. Сначала оно не было задумано как храм. Об этом говорят узкие проходы, проложенные уже после 18-19 вв., для удобства прихожан, которые облюбовали его в качестве собора. В Храме два этажа. Наверх ведет маленькая и очень узкая лестница с неудобными ступенями. Залы 16-го века разително отличаются от залов 18 и 19-го вв. Роспись стен с растительным орнаментом заменяется на иконы. Вверху показано как сооружение выглядело ранее. В 18-ом веке появляется алтарь.
Довольно интересные колонны здесь, видела такие на храмах в Индии.
Странно конечно, зачем же царь Иван построил данное сооружение. Для красоты? Как символ победы? Зачем люди пошли туда и устроили храм?
На входе справа вот такая картина. Не знаю, для чего этот выступ. Справа сохранившаяся роспись кирпича 17 -го века.
А также очень интересный пол, видимо железный.
Эта красота уже на втором этаже в одном из куполов. Нет, это не свастика, а также не древний славянскй символ, это просто так нарисовали. Кстати это помещение 16-го века.
Угадывается надпись над входом, к сожалению, не разберу. Церковь, икона...
Этот портал на первом этаже. Очень красиво!
Это вход в другое помещение, в другую церковь
А здесь на этой штуке никакая не свастика
В общем, меня впечатлило. Про подвалы сказали - нету их тут. Культурный слой в 2-3 м есть (это можно видеть с слевой стороны храма, окна там очень низко). А подвала нет.
У меня сложилось впечатление, что это сооружение представляло собой помещение не для проведения служб с церковной атрибутикой. В нашем понимании церкви в соборе Покрова на Рву только одна пристройка - это как раз Храм Василия Блаженного, с иконами, золотом, алатрем. Кстати, Василий ходил всегда обнаженный, совершал чудеса, святой был в общем.