Так нет же, черт! - заменен спектакль! Вместо "Спящей красавицы" пойдет "Агу-Балы".
Нацбалет (то есть балет, поставленный в нац.театре нац.республики на музыку местного нац.композитора для поднятия нац.самооценки) был неотъемлемой частью балетного репертуара в каждой столице каждой социалистической республики, кроме российской.
До революции во многих будущих частях СССР балет находился в зачаточном состоянии (или его не было вообще). Но приезжали прогрессоры из русских театров, открывали хореографические школы, строили ГАБТы, называли их в честь местных нац.поэтов и писателей, муштровали балетную труппу и начинали творить.
Меня особенно впечатлила история туркменского балета. У самих туркмен танцев не было вообще: само занятие порицалось и считалось греховным. Ну, азиатская культура дело тонкое. Поэтому туркменские танцы сочиняли с нуля в тридцатых годах прошлого века балетмейстеры Леонид Якобсон и Николай Холфин.
Сотворённый спектакль обязательно нужно было вывезти на Декаду национального искусства и литературы в Москве (и прошло таких декад
немало). За это театру давали какой-нибудь орден (обычно Ленина или, если повезло меньше, Трудового Красного Знамени) и отпускали домой гордиться собственным национальным балетом.
Эти спектакли давно сошли со сцены...
Азербайджанская ССР
"Гюльшен", 1950. Хореограф - первая азербайджанская балерина Гамэр Алмасадзе, композитор Султан Гаджибеков.
Практически Баланчин! Практически "Изумруды"! Сказалась, наверное, учёба в Вагановке...
Армянская ССР
"Хандут", 1953. Редакция Владимира Варковицкого (хореограф из Ленинграда), композитор Александр Спендиаров.
Обязательные пляски с бубнами. А ещё там была героиня с замечательным невыговариваемым именем Чмшкик.
"Гаяне", 1947. Композитор Арам Хачатурян (его все знают и все вспомнят "Танец с саблями" - мелодию как раз из этого балета), хореограф - Нина Анисимова, звезда и богиня из Кировского театра. Этот спектакль она поставила в 1942 в Перми, во время эвакуации, с шикарным составом Дудинская-Сергеев-Вечеслова. Увидеть "танец с саблями" из той постановки можно в середине
этого отрывка. В 1947 Анисимова перенесла балет на "родную" сцену Еревана.
Сюжет у балета восхитительно дурацкий: "Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на территорию Советской Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ молодой человек Армен. Соперник Армена Гико за невольное содействие врагу расплачивается жизнью. Финал балета - апофеоз дружбы народов СССР". Всё в духе времени.
Грузинская ССР
"Хореографическая сюита", 1976. Хореограф Георгий Алексидзе - ученик Асафа Мессерера и Фёдора Лопухова, композитор Отар Тактакишвили.
Грузии с балетом повезло: в Тбилиси с 1851 года был оперный театр, в котором выступали русские танцовщики из Петербурга. Правда, в 1873 театр сгорел и двадцать лет простоял почти без дела. А потом снова начались гастроли петербуржцев. Затем примой театра стала итальянская балерина Мария Перини. Дотанцевав до пенсионного возраста, она открыла в Тбилиси студию классического танца, в которой учился ещё совсем молодой Вахтанг Чабукиани. Поэтому в Грузии с подготовкой советских балетных кадров было гораздо легче, чем в остальных азиатских республиках.
Казахская СССР
"Камбар и Назым", 1950. Хореограф Михаил Моисеев, композитор Василий Великанов.
Киргизская ССР
"Чолпон", 1958. Хореографы Нурдин Тугелов и упомянутый уже Николай Холфин, композитор Михаил Раухвергер.
Балет по мотивам сказки, оформление - пышно-роскошное.
"Асель", 1967. Хореограф Уран Сарбагишев, композитор Владимир Власов.
Балет по мотивам повести Айтматова, оформление - скромно-бытовое. В постановке Большого театра в этом балете на сцену выезжал трактор, в академическом театре имени Абдыласа Малдыбаева нарисовали на заднике грузовики.
Латвийская ССР
"Сакта свободы", 1950. Хореограф Елена Чанга, композитор Адольф Скулте.
Балет про борьбу народа за свободу и балтийский янтарь. Янтарный артефакт сакта - национальная латвийская брошка.
Литовская ССР
"На берегу моря", 1954. Хореограф Витаутас Гривицкас, композитор Юлюс Юзелюнас.
Балет о жизни советских рыбаков-колхозников. Трудовые будни...
Молдавская ССР
"Рассвет", 1960. Хореограф Владимир Варковцкий (да-да, тот же, что ставил армянский балет "Хандут"), композитор Василий Загорский.
Молдавский народ в процессе героической борьбы с фашистскими оккупантами.
Туркменская ССР
"Алдар-Косе", 1952. Хореограф Коша Джапаров, композитор Климентий Корчмарёв.
Такая вот была ретушь.
Узбекская ССР
"Балерина", 1949. Хореографы Павел Йоркин и Мукаррам Тургунбаева, композитор Георгий Мушель.
Сюжет кажется мне торжеством нацбалетного идиотизма: "Молодая узбекская колхозница Гюльнара по совету преподавательницы хореографического училища Павловой уезжает учиться в Ташкент. Талантливая девушка и её друзья Лола и Рахим завоёвывают право выступать на Международном фестивале демократической. молодёжи. Отец Гюльнары Шакир-Ата, который вначале противился стремлениям дочери, участвует в торжественных проводах посланцев узбекского народа на молодёжный фестиваль".
Украинская ССР
"Лилея", 1945. Хореограф Анна Березова (ученица Вагановой), композитор Константин Данькевич.
На Украине в театре имени Тараса Шевченко, само собой, не могли обойтись без спектакля по мотивам творчества Тараса Шевченко.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
* Эпиграф взят из "Ракового корпуса" Солженицына. В том эпизоде смена спектакля очень расстроила героя - и его можно понять.