Поход в кино в Тюмени - это сплошная цепочка унижений. Сперва официантка спрашивает: "Вы идете в кино один? А че это так?" Потом выясняется, что 3D-очки нужно покупать за отдельные деньги в баре. И бармен спрашивает с дрожью в голосе: "Вам что, только одни очки?" "И еще пиво" - прошу я. "Одно пиво?" - уточняет бармен презрительно-сочуствующим голосом. Ты лох, ты лузер, ты идешь в кино один на самый романтический в мире фильм про мужскую дружбу на орбите. И все-таки я попал в кино и мне есть что сказать про "Космическую Гаврилиаду 1965 года".
Первым на сцену выходит космонавт Леонов, улыбчивый парень с лицом Евгения Миронова. Привет, я - Алексей Леонов, я опасный психопат, я помешан на риске, я постоянно игнорирую приказы, я всегда бросаюсь в самое пекло, я никогда не думаю о последствиях, а еще я самый веселый и самый добрый в мире человек. Я тот самый космонавт, который уже несколько лет тренируется для того, чтобы первым выйти в открытый космос и опередить американцев. Моего отца репрессировали, я чуть не умер от голода, но все равно я готов пожертвовать жизнью за Советский Союз. А еще я никогда не сдаюсь.
Следом на сцену выходит космонавт Беляев, мрачный молчаливый мужчина с лицом Константина Хабенского. Привет, я - космонавт Павел Беляев, я скептик и пессимист, я всегда семь раз отмерю и лишь потом отрежу, я все делаю по инструкции, я никогда не ослушаюсь приказа, я постоянно страдаю от авантюр моего напарника Леонова.
На сцену выходит отец советской космонавтики Королев, мужчина в мятом пиджаке с лицом Владимира Ильина. Привет, я - конструктор Сергей Королев, я очень хороший человек, не спал много лет, я ворчливый и вредный, я знаю, что ракета "Восход-2" не готова к новой сложной миссии, но на меня давит военное и партийное начальство.
На сцену выходит генерал Каманин, могучий мужчина с огромными плечами. Привет, я - генерал Каманин, я очень важный человек, я проглотил аршин, я буду мешать Королеву, задавая ему глупые вопросы, но я не злодей, потому что советские военные не могут быть плохишами.
На сцену выходит товарищ Брежнев, моложавый мужчина с бровями и нелепым акцентом. Привет, я - генсек Брежнев, но я еще молодой и бодрый Брежнев, я тоже буду мешать Королеву и Леонову разными бессмысленными указаниями и звонками.
Выходит конструктор Черток, суетливый мужчина в хорошо сидящем костюме. Привет, я - конструктор Черток. Я создал систему автоматической посадки корабля. Она непременно должна сработать. Но она, конечно же, не сработает.
Выходит фильм "Время первых", картина с тяжелой судьбой. Привет, я - фильм "Время первых". Я очень хорошо снят, мои актеры отменно играют, но у меня большие проблемы со сценарием и собственно с концепцией. Наверное, это потому, что меня придумывали пять сценаристов и снимали три режиссера. Иногда мои герои разговаривают как роботы, иногда как советские злодеи из американских боевиков, иногда как нормальные люди. Я сам не знаю, о чем я и зачем я. Зато я являюсь русским ответом сразу на три или четыре американских фильма. Я и "Гравитация", и "Интерстеллар", и "Армагеддон", и "Аполлон-13", а в конце я даже немного "Марсианин".
Привет, я - зритель. Я хочу фильм про то, что наши - круче всех. Чтобы нашим героям было тяжело, чтобы они столкнулись с непреодолимыми трудностями, но в конце концов, естественно, победили. Я хочу переживать и чтобы в конце было чувство гордости за наших и слезы умиления. В принципе, я и переживал, и слезу пустил, но я же не дурак, я знаю, что история полета Леонова и Беляева по накалу страстей и правда круче любого боевика. И от этого фильма я ждал чего-то большего. Гораздо большего.
О полете корабля "Восход-2" выходили статьи и книги. Мы знаем, что у Алексея Леонова во время выхода в открытый космос были проблемы со скафандром, но он справился и все-таки смог вернуться на корабль. Мы знаем, что "Восход-2" не смог сойти с орбиты в автоматическом режиме, но хладнокровный Павел Беляев вручную направил его к Земле. Мы знаем, что посадочная капсула приземлилась совсем не там, где планировалось, что космонавты замерзали в тайге, но их нашли, спасли, обогрели и доставили в Москву.
История полета корабля "Восход-2" впечатляет. Леонов и Беляев постоянно должны принимать решения, зная, что любой неверный шаг может закончиться гибелью. И они справились. В принципе, все это показано в фильме. Но показано лишь пунктиром. И в фильме нет конфликта. Королев против военных и партии? СССР против США? Порывистый Леонов против острожного Беляева? Человек против случайности и космоса? Леонов против самого себя? Все это очень важные конфликты, но ни один из них не получил в фильме должного развития. Едва обозначив каждый из них, авторы картины в испуге отступали.
Время первых" противопоставляют "Гравитации", но я бы предпочел сравнить его с другим фильмом, совсем недавно вышедшим в российский прокат. Это американская лента "Скрытые фигуры". Картина на сто процентов конъюнктурная, но зато с понятным конфликтом и последовательным сюжетом.
Там показана космическая гонка с другой стороны. Сергей Королев и советская космонавтика явно побеждают, а штатовские ракеты взрываются одна за другой. В структурах NASA работают три талантливые чернокожие девушки: математик, инженер и программист. Они очень хотят помочь американской космической программе, но сталкиваются со всеми возможными проявлениями расизма и сексизма. Их не слушают, их презирают, они могут ходить только в туалет для цветных женщин, до которого от рабочего места бежать полчаса. И, чтобы не проиграть СССР, NASA вынуждено меняться. Черных женщин начинают слушать, унизительные правила отменяют. И сразу же ракеты начинают летать как надо, и вот американцы первыми долетели до Луны.
То есть мораль понятна: если бы не отменили расизм, то не оказались бы на Луне. Повторюсь, "Скрытые фигуры" - довольно примитивный и очень конъюнктурный фильм. Но заложенное в него конкретное послание к зрителю делает сюжет стройным и последовательным. И даже понимая, что перед тобой пропаганда, ты все равно смотришь его с интересом. Потому что есть конкретный конфликт, есть его разрешение, есть итог, есть понятное "до" и конкретное "после". Во "Времени первых" ничего такого нет. И от этого фильм, рассказывающий о непридуманном героизме космонавтов, с прекрасными актерами и хорошими спецэффектами, рассыпается на осколки.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/opinions/4163579