Грудное молоко или детская смесь? Мнение врача
Важной проблемой для врача-педиатра является подбор маленькому пациенту адекватного питания, соответствующего его возрасту, физиологическим потребностям и индивидуальным особенностям. Особенно сложным представляется выбор оптимального питания для детей первых месяцев жизни, когда в наибольшей степени проявляются черты физиологической незрелости и с высокой частотой отмечаются функциональные нарушения пищеварения (например, колики), а также наиболее высок риск развития различных форм пищевой непереносимости.
У новорожденных отмечается функциональная незрелость слюнных желез, желудка, поджелудочной железы, печени и других органов, секреты которых обеспечивают пищеварение. К концу первого года жизни появляется соляная кислота. К рождению эндокринная функция поджелудочной железы относительно незрелая, но достаточная для обеспечения гидролиза легкоусвояемых пищевых веществ, содержащихся в грудном молоке. Панкреатическая секреция быстро нарастает, особенно после введения прикорма. Более быстро происходит увеличение активности трипсина, химотрипсина, липазы, фосфолипазы. Хотя к рождению печень относительно велика, она в функциональном отношении незрела. С возрастом нарастает образование желчных кислот. Тут приходит на помощь богатый ферментный состав грудного молока (амилаза, арисульфатаза, каталаза, гистаминаза, липаза, лизоцим, ПАФ-ацетилгидролаза, фосфатаза, ксантиноксидаза), помогающий переварить все жиры в его составе. Для сравнения: в смеси из ферментов содержится только трипсин.
Таким образом, молоко само себя переваривает. И дополнительной нагрузки на пищеварительную систему маленького ребенка, получающего донорское молоко от другой кормящей мамы с ребенком любого возраста, нет.
Что лучше - дать ребенку смесь или грудное молоко мамы более старшего ребенка? Молоко различается по составу в разные периоды лактации - чем ребенок старше, тем больше жиров оно содержит. Казалось бы, что такое «жирное» молоко не подходит младшим детям, однако и смесь совсем не лучший вариант потому, что искусственное вскармливание означает кормление ребенка неким постоянным составом. В смеси, как правило, уровни жиров и белков завышены по сравнению с реальными потребностями детского организма.
Рассмотрим пример с белками:
В женском молоке содержание белка составляет 0,9-1,1 г/100 мл. Уровень белка в коровьем молоке намного выше, чем в грудном. Адаптация белкового компонента заключается, прежде всего, в снижении общего уровня белка (с 2,8 г/100 мл в коровьем молоке до 1,4-1,6 г/100 мл (и даже до 1,2 г/100 мл) в готовой к употреблению молочной смеси), что в большей мере соответствует уровню белка в женском молоке (0,8-1,2 г/100 мл). Снижение содержания белка в заменителях женского молока позволяет устранить возможное неблагоприятное влияние избытка белка на азотистый и минеральный обмен грудного ребенка, функции его пищеварительного тракта и незрелых почек. Однако, снижение общего содержания белка в молочных смесях не может носить чисто механический характер, а должно сопровождаться качественным изменением состава белкового компонента смесей с увеличением относительной квоты белков с высокой биологической ценностью (в частности, лактальбумина).
В последние годы прослеживается отчетливая тенденция к снижению уровня белка в современных детских молочных смесях. Чаще всего смеси для вскармливания грудных детей первого полугодия жизни, имеющиеся на российском рынке, содержат от 14 г до 16 г белка на 1 л смеси.
Во втором полугодии жизни ребенка возрастает потребность в энергии и пищевых нутриентах при одновременном уменьшении количества молока в суточном рационе. В связи с этим в последующих смесях уровень белка несколько выше (от 1,8 до 2,2 г/100 мл).
Повышенное потребление белка и минеральных веществ (натрия, калия, фосфора и хлора) приводит к изменениям показателей осморегуляции, развитию метаболического ацидоза, повышенной экскреции метаболитов белкового обмена и солей, что оказывает дополнительную нагрузку на почки как здорового, так и больного ребенка.
В России рекомендации по потреблению белка во втором полугодии в 2,8 раза превышают безопаснуюнорму. Отечественные производители искусственных молочных смесей ориентируются на национальные, а не на международные стандарты и рекомендации, поэтому снижение уровня потребления белка у грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании в России, является пока сложно разрешимой задачей.
Несмотря на то, что формулы, обогащенные сывороточными белками (ФОСБ) ближе, чем казеин-доминирующие формулы (КДФ), к женскому молоку по содержанию цистеина, в них, также как и в КДФ, ниже содержание триптофана - предшественника серотонина, играющего важную роль в регуляции процессов торможения в центральной нервной системе и реализации ряда других физиологических функций. ФОСБ содержат избыток треонина, метионина и лизина, а КДФ - избыток тирозина и фенилаланина.
Таким образом, ни один вид рассматриваемых молочных смесей, ни ФОСБ, ни КДФ, не соответствует по своему аминокислотному составу женскому молоку, что еще раз подтверждает уникальность женского молока для питания младенцев. Получить более близкий к имеющемуся в грудном молоке спектр аминокислот позволяют обогащенные альфа-лактальбумином ФОСБ, однако полностью повторить состав белков грудного молока искусственным путем не представляется возможным.
Нужно хорошо понимать, что смесь произведена из растительных (даже не животных) масел и молока животных, предназначенного самой природой для вскармливания детенышей крупного рогатого скота. Или мелкого, если речь идет о козьем молоке, но суть от этого не очень меняется. Время от времени производителям смесей удается выделить какой-нибудь компонент из порядка 700, находящихся в материнском молоке, и добавить его в смесь, обычно вокруг этого поднимается большая шумиха «теперь наша смесь по составу еще ближе к грудному молоку, она почти такая же!..» Но самые современные смеси на сегодня имеют не более 50 компонентов, и остаются по сути неподходящим для человеческих детенышей питанием.
Кроме самых быстрых последствий в виде расстройства животика вероятны и гораздо более отдаленные последствия. Младенцы при рождении имеют функционально незрелый и проницаемый кишечник. Слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта только через несколько месяцев дозреют достаточно, чтобы защищать организм ребенка от влияния чужеродных белков. Защитные факторы молозива и грудного молока защищают кишечник, обеспечивая ему пассивную устойчивость на это время. Смесь, напротив, сама является фактором высокого риска из-за содержания тех самых чужеродных белков (какими являются для человеческого организма белки коровьего молока). Поэтому при наследственной склонности к аллергии даже одного докорма смесью может хватить, чтобы ребенок приобрел непереносимость белка коровьего молока, которая может задержаться на всю жизнь (Host, Husby, Osterballe, 1988; Host, 1991, цитируется по И.Рюхова «
Чем опасна смесь в первые дни жизни?»).
В результате получается следующее: детки, которые кормятся грудью, имеют в кишечнике среду 5.1-5.4 pH, представленную в основном бифидобактериями с небольшим количеством патогенной флоры. Дети, которых кормят смесью, имеют в кишечнике pH около 5.9-7.3 с разнообразной гнилостной бактериальной флорой. У детей на частично грудном вскармливании (с докормом смесью) в период новорожденности pH колеблется между 5.7-6.0, и только на втором месяце жизни докорм смесью ведет к тому, что кислотность поднимается «всего лишь» до 5.45. При этом, если в первую неделю жизни ребенок кормился только смесью - выработка здоровой кишечной флоры происходит с отсрочкой во времени, и очень вероятно, что у малыша никогда уже не будет такого баланса флоры, как у ребенка-грудника. (Bullen CL, Tearle PV, Stewart MG, 1977) (
там же,
И. Рюхова).
Таким образом, грудное молоко представляет собой поистине незаменимый продукт, предназначенный самой природой для вскармливания детей первого года жизни. Оно имеет значительные преимущества перед искусственными смесями для ребенка. Несмотря на развитие науки и индустрии детского питания, альтернативы грудному вскармливанию нет. Оно превосходит все заменители, в том числе и детские адаптированные молочные смеси промышленного производства.
Жанна Ребикова, врач-терапевт, доброволец «
Молочной мамы» под редакцией
Полины Лыковой В статье использованы материалы из журнала «Лечащий врач».
Оригинал публикации