110

Nov 26, 2014 21:10



Это бабушка и дедушка, папины родители. С дедушкой мне познакомиться не довелось, он умер до моего рождения. А вот бабушка... бабушка у меня была полный вперед!

Сегодня ей исполнилось бы 110 лет, а прожила она 100 без нескольких месяцев.

Я уже как-то писала про нее немного:
http://milka-why.livejournal.com/101108.html

Хотела сегодня написать побольше, но нет ни времени, ни каких-то умных мыслей, в голове сумбур из фактов. Поэтому текст будет бессвязный, простите.

Я задумываюсь: благодаря чему человек прожил целое столетие? Столетие, на которое выпало столько всего, что даже представить трудно. Одни только годы гражданской войны в Одессе чего стоили.
И голод, и эпидемии.
Бабушка с 13 лет уже зарабатывала - давала уроки музыки.
А потом?
Эвакуация под бомбежкой, приезд из Одессы в никому не известную Йошкар-Олу на абсолютно пустое место, работа на заводе по 16 часов. Разумеется, учителя музыки были там в те годы совершенно не нужны.

Ну и много еще чего было и тяжелого, и страшного.
Так почему она прожила целый век? Может быть, все дело в генах? Может, родители были долгожителями? А вот этого я не узнаю никогда. То есть не узнаю, были бы они долгожителями или нет. Потому что бабушкин отец умер в начале двадцатых от холеры, а бабушкину маму убили в войну во время оккупации.







В общем, не знаю я, что там с генами, но могу сказать одно: у бабушки была совершенно невероятная жизненная сила. И оптимизм. И уверенность в себе. Вот говорят, что можно выдавать желаемое за действительное, а можно действительное за желаемое. Второе - это точно про бабушку Женю. Если у нее что-то есть, значит, это что-то - лучшее. Лучший сын, лучший муж, лучшая внучка, лучшие сестры и братья, лучшие племянники. Она читала книги лучших писателей и ходила на лучшие концерты. И, безусловно, у нее были лучшие ученики.



Работу свою бабушка обожала. Про учеников могла говорить бесконечно. Когда они заканчивали училище, связи не терялись, бабушка была в курсе всех их семейных событий, ей слали фотографии детей и, конечно, огромное количество писем и открыток. Взрослые ученики приходили и приезжали в гости.

А как вела себя бабушка, если что-то, на удивление, не было лучшим? А вот так!

Как-то раз, когда она подростком отыграла программу, она случайно услышала, как одна преподавательница сказала другой: «Очень способная девочка. Но какая же она некрасивая!»
Конечно, это не могло пройти бесследно, не зря же она об этом помнила всю жизнь. Но вот что она говорила:
«Да, я, конечно, была НЕ красавица (именно так, с ударением на НЕ), но у меня был шикарный волос (ага, именно так) и цвет лица, меня называли "абрикоска". И вообще, главное - обаяние».
Обаяние было. Было легкое отношение к жизни и умение радоваться. Наверное, это важнее, чем красивый нос, или глаза, или фигура.
Немногочисленные достоинства внешности бабушка старательно подчеркивала.
У нее был 33-й размер ноги. И меня совершенно потряс тот факт, что к концертному платью она заказала себе туфельки размера 32,5, прокомментировав: чтобы ножка меньше казалась! Ну конечно, а то с 33-м как-то неприлично.

Эти туфельки я помню - микроскопические черные лаковые лодочки на каблучке. До сих пор думаю: как она могла их выбросить при переезде в Казань! Неужели не жалко было? Вот оно, легкое отношение к жизни. И к вещам.

Руки у бабушки тоже были очень маленькие, она с трудом брала октаву. Казалось бы, такая неприятность для пианистки... «Зато у меня была прекрасная беглость! И я играла очень эмоционально!»

Я ее ничуть не идеализирую, это как раз тот случай, когда недостатки - продолжения достоинств и наоборот. Просто пишу как есть.

Я всегда приезжала к ней в Йошкар-Олу на зимние каникулы. Однажды она вдруг решила отметить мой день рождения, хотя до него оставалось еще несколько дней, позвала каких-то девочек из своего дома. И сделала «сладкий стол», как в ее детстве. Она всегда подчеркивала, что, когда она была маленькая, на день рождения подавали только сладкое. Я вот думаю, что это, может, от безденежья было, но ей всегда казалось, что именно так - правильно. Кстати, я уже писала, что из шестерых детей дни рождения устраивали только ей.
Так вот, бабушкин «сладкий стол» на мой день рождения состоял из восьми видов всякого-разного печеного - исключительно ее производства, естественно: Наполеон, два вида штруделя, ну и так далее. Пожалуй, если память напрягу, даже все восемь видов перечислю, так я тогда впечатлилась. Впрочем, девочки впечатлились еще больше:) И ведь не лень ей было! Тем более, за семьдесят было уже.

Ну а я что могу сделать в ее день рождения? Я дарила ей большие белые хризантемы, потому что она рассказывала, что ей такие всегда дарили в молодости. Ну а сейчас я могу только написать о ней, вот и написала. Вышло бестолково, непоследовательно и, кажется, длинно. Ну, пусть уж будет.

дни рождения, бабушка, любимое семейство, не в рифму

Previous post Next post
Up