Переулки Остоженки. Элитная недвижимость.
Близость Москва-реки дает о себе знать усложненным, богатым рельефом. Отходящие от улицы Остоженки переулки спускаются к реке где полого, а где крутыми террасами; и заповедное проявляется здесь не столько в обилии памятников, сколько в живописных планировочных и природных «реликтах».
Обыденские переулки - 1-й, 2-й и 3-й - получили свои названия по церкви Святого пророка Ильи Обыденного (2-й Обыденский переулок, дом № 6), возведенной в 1702-1706 годах Гавриилом Деревниным.
1-й Обыденский переулок.
Как узкое и очень глубокое ущелье, лежит он между двумя огромными доходными домами. Густая тень и прохлада царят здесь даже в самый жаркий день.
№3
№5 -- 1906 год, архитектор О.Г. Пиотрович
№9 --1913 год, архитектор Н.И. Жерихов.
№10 -- элитный пятиэтажный дом клубного типа на 15 квартир, выполненный в современном стиле. Из внутрененнго двора завораживающий вид на Храм Христа Спасителя.
Изогнувшийся плавной дугой, 1-й Обыденский переулок приводит нас к расположенной на холме над Москвой-рекой церкви пророка Ильи Обыденной (т.е. построенной по обету за один день, современное здание относится к ХУШ--ХIХ векам).
Когда обнажаются ветви деревьев, отсюда открывается живописнейшая панорама Храма Христа Спасителя..
1-й Обыденский переулок выходит к Ильинской церкви. Она многократно перестраивалась. Наиболее поздняя ее часть - колокольня. По архитектуре она не слишком самобытна, но здесь, на бугре, ее силуэт хорошо воспринимается.
Колокольня четко фиксирует самую высокую точку 2-го Обыденского переулка, от которой он начинает круто спускаться в сторону Москвы-реки. Как всегда, старые зодчие умело выбрали точку для высотной доминанты.
Сегодняшняя церковь, впрочем, мало похожа уже и на ту, что воздвигли при Деревнине. В1818 году к ней пристроили трапезную, в 1868-м перестроили колокольню. В 1887-м заново расписали интерьер. Церковь, однако, отреставрированная и выкрашенная в желтый цвет, совершенно лишена тех роскошных деталей и неуместного в религиозном месте блеска, который отличает, увы, многие заново отделанные храмы.
В Обыденских переулках немало богато декорированных бывших доходных домов внушительной архитектуры. Не будем забывать, что Остоженка с ее окружением традиционно была одним из самых аристократических районов старой Москвы, и селилась тут в основном дворянская знать и чиновничья элита. Весьма характерен для здешней застройки доходный дом №13 во 2-м Обыденском переулке .
Возведен для Е.Е. Бройдо в 1904-1910 годах. Бело-зеленый фасад с оригинальными полукруглыми балконами отделен от проезжей части палисадником в неглубоком курдонере. Стены дома густо покрыты белоснежной лепниной: заказчик требовал - архитектор не скупился. Тут и огромные летящие «славы», и многометровые фризы на античные сюжеты, и вазы, и гирлянды, и венки, и маски. Казалось бы, уж как богато, но есть и что-то холодно официальное, суховатое в этой декорации в стиле «неогрек» с его мелкой, плоской орнаментикой. Зато очень удачно использовал зодчий два высоких боковых торца соседних домов, чтобы создать достаточно представительный курдонер.(Курдонер - ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед особняком. По красной линии курдонер отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами.). Правда, рассмотреть его как следует мешает зеленые насаждения.
Куда более самобытен №11, тоже бывший доходный дом Е.Е.Констан (1903 год, архитектор Ф. А. Когновицкий). Композиция неширокого по фронту, но очень высокого фасада разработана с предельной решительностью: по оси - высокий узкий эркер, упирающийся в нижней зоне в горизонталь сплошного балкона, а наверху ось фланкирована двумя балконами на невероятно гипертрофированных кронштейнах. Впрочем это даже не кронштейны, а единая скульптурная форма, объединившая ограждения и консоли. В ней мажорно звучит тема моря: гребни волн образовали поручни и то ли морские водоросли, то ли потоки воды «стекают» на стену. Это стиль модерн, и в характере архитектуры что-то напоминает врубелевские майолики.
Но сегодня этот дом - памятник.
Раньше через арку этого дома можно было спуститься в Пожарский переулок. Сейчас арка закрыта и прохода нет.
№3
№1А
3-ий Обыденский переулок
№2 -- ЭЛИТОН
Соймоновский проезд
Прежде чем свернуть в переулки, следует пройтись по Соймоновскому, бывшему Лесному, проезду - от Пречистенских ворот к набережной, где на углу стоит дом № 1. Дом-сказка, он же доходный дом З.А. Перцовой, выходящий, помимо проезда, одним боком на набережную, другим на Курсовой переулок, был построен по заказу П.Н. Перцова - инженера и коллекционера предметов искусства. Перцов заказал свой особняк архитектору Н.К. Жукову и художнику СВ. Малютину, самому знаменитому выходцу из Талашкинской школы, для которого дом-сказка остался любимым детищем. Здесь, кстати, он и жил (до 1908 года), как и другие художники - Александр Куприн, Роберт Фальк, в студиях на верхнем этаже. В 1910-х годах здесь обитал замечательный пианист и величайший педагог Константин Игумнов. Малютину мы обязаны сказочными майоликовыми панно, драконами, подпирающими балконы со стороны переулка, и нескучными интерьерами, некоторые из них сохранились. А Жукову - тем узнаваемым сказочным русским стилем, который часто отличает памятники московского модерна. Кстати, здание, стоявшее на месте дома-сказки раньше, даже не было снесено - архитектору удалось вписать его в новую постройку. В одном подвале этого особняка хранились картины, в том числе гигантское ма-лютинское «Куликово поле», позже погибшее во время наводнения (здание стоит близко к воде).
В другом подвале 29 февраля 1908 года спектаклем-пародией на «Синюю птицу» открылось кабаре «Летучая мышь», родившееся из капустников МХТ и превращенное в театр его идеологом, актером, одним из пайщиков МХТ и первым русским конферансье Никитой Балиевым. Спустя год кабаре перебралось в Дом Нирнзее в Большом Гнездниковском. А в доме № 1 теперь расположилось УПДК (Главное управление по обслуживанию дипкорпуса).
№1--3
Путешествие по Остоженке и Пречистенке -- май--сентябрь 2008 года.
Остоженка - нечетная сторона. Часть1 Остоженка - четная сторона. Часть2-1 Остоженка - четная сторона. Часть2-2