«Храбрость армян произвела большое впечатление на всю христианскую общину страны.»
В 1975 году в Ливане началась кровопролитная гражданская война, в которую, несмотря на первоначальную позицию нейтральности, была втянута и армянская община страны. Арабо-израильский конфликт породил проблему палестинских беженцев, вооруженные отряды которых пытались отвоевать свои земли. Потерпев поражение от сил регулярной израильской армии, отряды палестинского сопротивления отступили на территорию Ливана, поскольку и ливанцы, и палестинцы являются арабами. Не желая портить отношения с южным соседом и не желая терпеть неподконтрольные вооруженные формирования на своей территории, ливанская армия предприняла попытку разоружить отряды палестинского сопротивления.
13 апреля 1975 года произошли столкновения в Бейруте между отрядами Организации освобождения Палестины (ООП) и «Ливанской армией». Символом всей гражданской войны в Ливане считается Зелёная линия - линия фронта, разъединившая Бейрут на полтора десятилетия на мусульманскую и христианскую части. С самого начала войны официальная позиция армянских организаций Ливана заключалась в поддержке нейтралитета. Подобное решение было продиктовано тем, что армяне имели хорошие отношения как с христианским населением, так и с палестинцами. Однако лидер ливанских христиан Башир Джемаэль прекрасно понимал, что подобная позиция временна, ибо война ударит непосредственно по армянским кварталам. Понимали это и многие лидеры армянской общины, которые договорились предоставлять маронитам (арабы - христиане) вооружение и медикаменты. К тому же очень многие армянские юноши присоединились к маронитским и коптским отрядам. Но тогда еще мало кто мог предполагать, что армяне смогут сыграть ключевую роль в политическом решении конфликта.
Как и предсказывалось, над мирным небом армянских кварталов в Берйуте быстро сгустились тучи. Уже в первый месяц войны мусульманские отряды начали интенсивный обстрел армянских кварталов, особенно сильно пострадали армяне Бурудж-Хаммуда. В тот же вечер было принято решение начать формирование военных отрядов самообороны. Оборонять армянские очаги приехали молодые армяне в возрасте от 17 лет со всего мира. В Бейруте было создано десять крупных групп, отдельные отряды прибыли в Бейрут из Анджара (Отряд «Мусалер»), Метна (Отряд «Мец Арабо») и с других районах страны. Армянские отряды также прибыли в Бейрут из сирийских городов: Алеппо и Кессаба. На помощь своим соотечественникам приехали юные патриоты из Франции, США, Великобритании, Ирана и Аргентины. Заранее отметим, что во время Гражданской войны в Ливане свое первое боевое крещение прошли будущие герои Арцахской войны, среди которых Монте Мелконян, Жирайр Сефилян и Виген Закарян. В первый год войны христианские отряды маронитов терпели поражения. Неудачи были связаны с тем, что у руля страны стояли нерешительные политики. 23 сентября 1976 года впервые в истории президентом Ливана стал этнический армянин Элиас Саркис, который сумел сплотить все христианские группы в один единый кулак. В том же году в Бурудж - Хаммуд вошел палестинский отряд, прорвавший оборону маронитов на севере города. Командование христианских фалангистов готовилось к потере почти всей северной части Бейрута. Однако всего за пять часов армянские отряды разгромили противника, заставив 12 марта ликовать весь христианский Ливан.
Арямнский отряд «Мец Арабо» обороняющий северную часть квартала Бурудж - Хаммуд (Бейрут)
«Храбрость армян произвела большое впечатление на всю христианскую общину страны. В период 1975-76 годов армяне разгромили вражеские отряды, которые более чем в 3-4 раза превосходили их в численности» - пишет в своей книге «Гибель страны» известный американский историк Джон Булок. Лидер фалангистов Башир Джемаэль начал призывать армян вступать в его отряды и вместе бороться за свободу своей страны и ее религию. Он даже назначил на должность своего советника армянина из Горного Ливана Ахрара Биканяна. С того момента представители армянской диаспоры стали играть одну из ключевых ролей в реорганизации и объединении христианской части страны. Карим Багратуни, будучи советником президента Саркиса, стал заместителем председателя коалиционной партии «Ливанские силы».
Особенно важным для всех христиан страны стало сражение за Таль-Заатар - крупнейший лагерь палестинских беженцев в бейрутском округе Декване. Гарнизон лагеря состоял из более 3 тысяч боевиков. С 4 января отряды ливанских христиан общим числом в 2 тысячи бойцов начинают осаду лагеря. Все попытки взять Таль - Заатар окончились неудачей, и было принято решение сменить командование. На смену Мишелю Ауну пришел Джемаэль. Особенно сильным считался отряд «30», наполовину состоявший из армян. Именно эта группа под руководством Мушега Балакяна нанесла поражение шиитским отрядам в районе Набаа. Отрезав боевикам главную дорогу, отряды Джемаэля, христиане, после ожесточенного штурма берут лагерь Таль Заатар под свой контроль. После проведенной операции Башар Джемаэль лично наградил Балакяна медалью за доблесть.
Башир Джэмаэль награждает армянского бойца Мушега Балакяна
Все тот же Джон Булок отмечает в своей книге тот факт, что даже израильские формирования предпочитали не вести бои в густонаселенных армянами районах Южного Ливана дабы избежать серьезных потерь. После бессмысленных кровавых столкновений лидер палестинцев Ясир Арафат, после переговоров с лидерами диаспоры, объявил о том, что обстрелы армянских кварталов были большой ошибкой и недоразумением, которые не должны впредь повторяться. При этом Арафат весьма лестно отзывался об армянском народе, а в одном из своих интервью и вовсе заявил: «Мы и армяне - одна нация». Во второй половине 1980-х годов большинство из видных деятелей Ливанского фронта умерли и были заменены лидерами нового поколения: Жоржем Сааде и Каримом Багратуни. Дани Шамун, сын умершего президента Камиля Шамуна (также армянский маронит) и Карим Багратуни формируют новый «Ливанский фронт», который должен был быть антисирийским, но в октябре 1990 года Дани был убит. Подчеркнем также, что именно этнический армянин, генерал Эмиль Лахуд, впоследствии ставший президентом страны, внес неоценимый вклад в прекращение войны. 28 ноября 1989 Мишель Аун объявил о начале освободительной войны против Сирии, но в октябре 1990 года четыре бригады под командованием генерала Лахуда разбили его войска, закрыв последнюю страницу кровопролитной войны. Гражданская война в Ливане впервые за долгое время продемонстрировала сплоченность и силу армянской нации, способной единым кулаком сокрушить любого противника.
Галстян Арег
«time to analyze» - politics, society, and ideas