“Все исследования указывают на тот факт, что армянский народ отмечен самой волей Божьей и избран ею как распространитель Христианства и цивилизации на Востоке. Армян можно рассматривать как закваску, как главный ингредиент азиатского теста, призванный оживить умертвленную духовную жизнь в этом регионе. Армяне вопреки всему сохранили верность своей Родине, языку, своим традициям, Христианству и Церкви, национальному самосознанию..
Граф Август фон Хакстхаузен
Святой Вардан Мамиконян на молитве перед сражением (Айвазовский И.К.)
Во время восстания 1861-62 гг. жители Зейтуна направили к Наполеону III двух эмиссаров с просьбой вмешаться. В ответ император распорядился изучить ситуацию, послав одного из чиновников Французского посольства в Константинополе в Зейтун. Вслед правительству Османской империи была выслана нота о том, что Франция “всегда признавала, что Зейтун независим и освобожден от налогов”.
Французский академик Альберт Вандал рассказывает в связи с этим интересный эпизод: “Франция взялась за дело Зейтуна и добилась его освобождения. Когда через 8 лет, в 1870 г., далеко на востоке стало известно, что Франция сама осаждена, захвачена и находится в смертельной опасности, некоторые жители Зейтуна во главе с одним из своих священников покинули свою страну… они пришли, чтобы записаться в наши ряды и сражаться вместе с нами. В то время как великие нации покинули нас и отвернулись от нас, эти скромные, безграмотные люди, эти грубые горцы вспомнили об оказанной им когда-то услуге и пришли, чтобы отплатить свой долг кровью".
А.Вандал, Армяне и турецкие реформы, СПб, 1908