Годы проходят, но некотрые образцы секретной когда-то техники лишь небольшими крупицами информации приоткрываются нам. Одним из таких образцов является ракета, создание которой не было завершено, но которая сыграла огромную роль в развитии и средств поражения и собственно самолетов дальней авиации СССР и оказала заметное влияние на их облик. Это гиперзвуковая противокорабельная ракета Х-45 создание которой началось в МКБ "Радуга" в 1968 г. До самого недавнего прошлого даже достоверных изображений этой ракеты не было и вот, наконец, по итогам ракетной экспозиции дубненского краеведческого музея заметно обновлен мировой фотобанк изображений ракеты Х-45.
Противокорабельная ракета большой дальности воздушного базирования Х-45 проектировалась с использованием наработок по ракете Х-33, которая создавалась ОКБ П.О.Сухого для вооружения самолета-носителя Т-4. Разработка ракеты Х-45 была начата в 1968 г. ОКБ-155 (МКБ "Радуга"), где работу по теме Х-45 возглавили А.Я.Березняк, Г.К.Самохвалов и В.А.Ларионов (главный конструктор). В январе 1970 г. заказчику представлен эскизный проект ракеты.
Ракета предназначалась для поражения авианосцев в составе авианосной ударной группы или соединения отдельных кораблей, а так же для поражения наземных радиоконтрастных целей.
Макет ракеты Х-45 в открытой части экспозиции музея МКБ "Радуга", фото с экспозиции в "Музее археологии и краеведения г.Дубны" (21.10.2017 г., flateric).
Предистория проекта такова: в 1964 г. производство ракет Х-33 планировалось разверуть на заводе №51 им. Лавочкина, но в 1965 г. решением ВПК было предписано подготовить серийное производство ракеты предприятиям МАП СССР под руководством завода №51. Это пока все что у меня есть по проекту Х-33. По ракете Х-45 известно, что еще до завершения проектирования в 1969 г. начата передача документации для производства ракеты на Дубненский машиностроительный завод. Опытная серия ракет находилась в производстве. Согласно некоторым источникам, испытания ракеты были начаты, но не были завершены. Достоверных сведений об испытаниях ракеты нет, но несколько экземпляров как минимум были созданы.
Разработка проекта прекращена в 1975 г., хотя ранее считалось, что работы вяло велись до конца 1970-х. Видимо, это не так.
Модель ракеты Х-45 в "Музее археологии и краеведения г.Дубны" (фото 21.10.2017 г., flateric, обработано).
Ракета Х-45 являлась воплощением концепции прорыва ПВО на большой высоте с высокой скоростью. И фактически ракета Х-45 являлась логическим продолжением всей отечественной истории создания авиационных крылатых ракет в эпоху "до ALCM". Для ракеты создавалась революционная система управления с бортовой ЭВМ. Считается, что дальность действия ракеты должна была составить от 500 до 1500 км, а скорость - до 5-7М. Большинство потенциальных носителей (включая будущий Ту-160 на стадии проекта) должны были нести лишь по 2 таких ракеты. Конечно, перспективные ЗРК смогли бы сбивать эту ракету с той или иной вероятностью. Видимо, это и было одной из причин прекращения проекта. Второй причиной была переориентация на тихоходные и малозаметные крылатые ракеты воздушного базирования а-ля ALCM - это, конечно, было основной причиной, как мне кажется, прекращения проектов типа Х-45. Хотя, сейчас снова много разговоров о том, что скорость и высота могут позволить пройти ПВО..
Статья по крылатой ракете Х-45 "Молния" на MilitaryRussia.ru...
... эта и другие новости по возможности и не всегда оперативно на