Удивительно, как иногда перекликаются некоторые фильмы. Казалось бы, чего общего у недавно вышедшего на экраны фильма "Джокер" и русского фильма "Караул", снятого в 1989 году? А общее есть, есть один важный, я бы даже сказал, ключевой момент фильма, который происходит и с героем "Джокера", Артуром Флеком, и с героем "Караула", рядовым ВВ Иверенем.
Конечно, "Джокер" уже прогремел, а "Караул", мне кажется, мало кто смотрел. Я и сам ничего о нем не слышал, пока в связи с делом Шалима Шамсутдинова, расстрелявшего своих сослуживцев, этот фильм не упомянули в одном из пабликов ВК. Режиссер Александр Рогожкин, играет Алексей Булдаков - почему бы не посмотреть? Я посмотрел, и хотел бы теперь поделиться своими впечатлениями и параллелями этого фильма с "Джокером".
Фильм "Караул". Что-то вроде постера. Одухотворенные и интеллектуальные лица "дедов" говорят сами за себя
Правда, сначала должен сказать, что будут спойлеры как того, так и другого фильма. Так что если вы не смотрели эти фильмы, но хотели бы, то дальше можете не читать.
Еще раз повторюсь, будут спойлеры и мой корявый пересказ фрагментов фильмов, так что лучше один раз увидеть, чем прочитать. Для тех, кого это не пугает, продолжаю.
Герой Булдакова изображает Брежнева
Во-первых, оба этих фильма очень похожи своей атмосферой безысходности. Это безысходность окружающего мира, когда все вокруг словно говорит: "Ты - ничто, всем наплевать на тебя, сиди в своей норке или будешь раздавлен". Атмосфера, однако, передана немного по-разному. В "Джокере" это большой равнодушный город с темными старыми домами-муравейниками, а в "Карауле" - несколько вагонов поезда, то есть, пространство гораздо более тесное. Атмосфера безысходности в "Карауле" усиливается черно-белой цветопередачей и зимним пейзажем за окном. Никакого солнца, только бескрайние русские пейзажи за окном или придорожные унылые ветхие постройки.
Во-вторых, это момент, который переживают главные герои. Не знаю, как его правильно назвать, пусть будет условно назван катарсисом. Это прорыв, преодоление человеческого в себе, вызванное причиной извне. И этот "прорыв" и причины в фильмах практически одни и те же, только последствия для героев разные. И в смысле композиции эти моменты тоже играют разную роль.
Избитый Артур Флек
Что происходит в "Джокере": Артур Флек подвергается в метро (и тут тоже поезд!) нападению трех пьяных гопников. Их привлекает вызывающее, по их мнению, поведение Флека - он неудержимо смеется, когда гопники пристают к девушке. Смеется не нарочно, просто у него проблемы с психикой. Причина есть - и гопники избивают Флека. Но у Флека есть пистолет, подаренный коллегой по работе, и вот - двое нападавших мертвы, третий пытается сбежать, но меткий выстрел будущего короля преступного мира Готэма его останавливает навсегда.
Сцена в метро. Гопники пока что упиваются своей безнаказанностью
Что происходит в "Карауле": рядовой Иверень отказывается выпить по случаю "последнего конвоя" старослужащих, чем вызывает их злость, и они начинают его избивать. У Ивереня есть пистолет, потому что в этот раз он дежурный, и вот - перестрелка, и все "деды" убиты.
Похож ли Иверень на Флека внешне?
Поступки героев логически объяснимы. Хотя человек не запрограммирован убивать себе подобных, но если над ним долго издеваться, а тем более поставить в ситуацию, когда его жизни грозит смерть, он может убить. Наверное, отчасти даже бессознательно - мозг будет использовать любую возможность, чтоб избежать смерти.
Теперь о композиционной роли этих эпизодов. В "Джокере" убийство в метро - это только завязка. Флек понял, что так можно делать, тем более, что он в данном случае прав (плюс к этому, как мы помним, у него проблемы с психикой), так что это не просто необходимая оборона, а победа - над гопниками, над городом, может даже над самим собой. Поэтому, не успели остыть трупы, Артур прячется в туалет подземки и танцует. Тормоза долой - начинается восхождение Джокера.
Танец Джокера. Как по мне - пугающий
В "Карауле" этот эпизод - кульминация, быстро приводящая к развязке и концу. Ведь рядовой Иверень - обычный парень, просто доведенный до крайней степени отчаяния. Всю дорогу это копилось и выплеснулось таким образом. Иверень понимает, что он сделал, поэтому скрывается. Но тут тоже интересный момент - скрывается ли он на самом деле, или умирающее сознание транслирует ему ряд загадочных образов? Последние кадры - Иверень лежит убитый на полу того же самого вагона, получается, никуда он не сбегал? Можно это предположить, может быть, в другом вагоне тоже были военные, а может, было каое-то оружие у проводников, и они его застрелили. В фильме это не показано, но как еще расценивать сцены, последовавшие после бегства Ивереня? Французские солдаты 18 или 19 века на фоне чудовищной безликой многоэтажки, взбесившийся слепой в подвале дома, баня, начинающаяся прямо на улице... Возможно, это предсмертные галлюцинации, почему нет?
Безумный слепой - такому лучше не попадаться
Вот на такие раздумья меня натолкнул просмотр фильма "Караул". Хотя наверняка, есть и похожие сюжетные ходы, но в других фильмах, просто мой зрительский опыт не настолько большой))