Несколько лет назад мы с женой побывали в одном из пригородов Санкт-Петербурга - Гатчине. Гатчина знаменита дворцом - резиденцией императора Павла Первого - дворец мы и ехали осмотреть, погулять по нему и по парку возле дворца. Место это, конечно, красивейшее и заслуживает отдельного поста. А в этом посте я напишу про два памятника, которые встретились нам, когда мы собирались из Гатчины в обратный путь.
--------------------------------------------------------------------
Оба памятника находятся в небольшом скверике по адресу улица Григорина, 7. Первый памятник представляет собой макет подводной лодки. Установлен он в 2006 году и посвящен столетию подводного флота России. На постаменте установлен макет подводной лодки конструкции С.К. Джевецкого.
Памятник с другого ракурса:
Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) - инженер, изобретатель, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг. Служил на Черноморском флоте, был награжден Георгиевским крестом за храбрость. После войны разработал свой первый проект подводной лодки, приводимой в движение силой ног человека. Вторая подводная лодка была испытана в Гатчине в 1880 году в присутствии будущего императора Александра Третьего, после чего было одобрено строительство 50 подводных лодок для обороны приморских крепостей.
В 1885 году изобретатель усовершенствовал лодку, поставив на нее электрический двигатель, питающийся от аккумулятора, что послужило началом нового направления в подводном судостроении.
Кроме этого, Джевецкий изобрел беструбный торпедный аппарат и механический прибор для прокладки курса корабля по карте.
Настоящую подводную лодку Джевецкого можно сейчас увидеть в Центральном военно-морском музее.
Степан Карлович Джевецкий:
Второй памятник - это макет самолета "Фарман" 1909 года. Памятник открыт в 2010 году и посвящен столетию гатчинского аэродрома:
Памятник с другого ракурса:
Аэродром в Гатчине был официально открыт в марте 1911 года. До этого, в 1909 году, у будущего летного поля были построены два ангара, в которых создавались аэропланы. Эти самолеты создавались конструкторской командой Учебного кадрового воздухоплавательного парка. Из пяти проектировавшихся в Гатчине аэропланов было построено только три. А летал только один "Фарман-Соммер" конструкции М.В. Агапова. Со временем в России стали появляться дипломированные пилоты, и парк самолетов пополнялся.
Михаил Никифорович Ефимов (1881-1919 гг), первый русский пилот-авиатор. Памятник Ефимову можно также увидеть в Гатчине.
Самолеты аэродрома в Гатчине. Фото первой четверти ХХ века: