Данный пост будет посвящен форту Красная горка, тому, как туда добраться, и что там можно увидеть - в первую очередь это железнодорожные артиллерийские системы.
Сначала о том, как добраться. Если у вас нет автомобиля, можно отправиться на электричке, следующей до станции Калище с Балтийского вокзала. Выйти нужно на платформе "68 километр". Далее - повернуть направо и пойти по трассе. Примерно через километр-полтора встретится перекресток, нужно продолжать идти прямо по мощеной камнями дороге, которая идет через лес. Время от времени по левую руку можно будет увидеть КСП охранения 15-го Арсенала ВМФ:
Попадутся и жилые домики. Затем, опять же с левой стороны, в зарослях можно будет увидеть лестницу:
Лестница эта ведет на заброшенную станцию Краснофлотск. Можно подняться, пройтись по платформе и посмотреть на заколоченную станцию:
Табличка на домике гласит: "Внимание! Пограничная зона. Въезд по пропускам. За нарушение погран режима штраф до 5 мин-х окладов". Насколько я знаю, где-то на дороге, если ехать на автомобиле, действительно могут остановить пограничники и потребовать документы. Но машины с местными номерами вроде как не останавливают.
Далее нужно перейти заброшенную железную дорогу и пойти вперед. Уже будут попадаться указатели на столбах:
Соответственно, ориентируясь на них и нужно идти. А когда встретятся железнодорожные ворота цитадели, до орудий будет рукой подать. Кстати, рядом с этими воротами находится музей форта, вход бесплатный.
А вот и орудия. Сверхтяжелая артиллерийская система ТМ-3-12:
Рядом с ней - информационный щит, в котором говорится об истории и применении этого орудия. Посетитель, который не испугается такого обилия информации, узнает о том, что данная система была сделана в 1938 году, а само орудие - еще в 1911, оно было взято с линкора "Императрица Мария", затонувшего в 1916 году. Систему применяли в ходе Зимней войны 1940 года для обстрела укреплений линии Маннергейма и города Выборг, а с начала Великой Отечественной ТМ-3-12 опять же успела повоевать против финнов в период с 22 июня по 2 декабря 1941 года. Затем все эти установки попали в руки финнов, так как эвакуировать их не представлялось возможным. Финская сторона восстановила эти орудия, в частности заменила поврежденные стволы на другие. После перемирия орудия были возвращены в СССР и состояли на вооружения до 1961 года, после чего были отправлены на консервацию. До сегодняшнего дня сохранились все три установки, одна из них находится в Москве на Поклонной горе, вторая - в музее железнодорожной техники в Петербурге.
На снимке выше: опорная плита, которая стыкуется с площадкой заранее оборудованной огневой позиции. Далее железнодорожные тележки отделялись, и орудие могло вести огонь. Также можно было вести огонь прямо с колес, такая стрельба осуществлялась со специально построенных железнодорожных веток, которые назывались "усами".
Подъемный механизм снарядов.
Сам снаряд.
Казенник, если я правильно называю. Очень много людей вокруг, потому что был выходной и была хорошая погода. Много семей с детьми. Кстати, на глаза то и дело попадались щиты, призывающие родителей приглядывать за своими чадами. Совершенно справедливое требование: долго ли навернуться с пушки, высотой с двухэтажный дом, и сломать себе шею?
Ствол внушает.
То же орудие, но вполоборота сзади.
Рядом с ним стоит другое - 180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180:
На стволе нарисованы звездочки, интересно, что они означают, разрушенные ДОТы противника, что ли?
Рядом - точно такой же щит, на котором можно прочитать, что разработка данной системы велась с 1931 года, а первая батарея таких установок была сформирована в 1936 году. Специально для таких орудий были разработаны снаряды, не дававшие яркой вспышки, чтобы орудие не засек противник.
К началу Великой Отечественной войны было выпущено 20 таких установок. Они несли службу на Ленинградской военно-морской базе и у Черного моря.
Еще одну такую установку можно увидеть в Москве на Поклонной горе.
Кроме этих двух железнодорожных орудий на Красной горке можно увидеть противокорабельный комплекс "Сопка", саму пусковую установку без ракеты:
Комплекс предназначен для поражения надводных кораблей всех типов и принят на вооружение в 1958 году.
Кроме того, можно осмотреть различные бетонные укрепления (опять же, лазить по ним нужно с осторожностью, а в них - с фонариком) и еще одну корабельную пушку. У нее никакого щита с информацией нет:
Но можно каким-то образом заказать экскурсию по форту Красная горка и услышать интересующую информацию во всех подробностях. Когда мы были там, экскурсия как раз проводилась, вел ее человек в форме МЧС.
Рядом находится точно такая же огневая позиция, но уже без орудия: