«Для техников инженерно-авиационной службы самое главное что? Работать нужно так, чтобы число взлётов равнялось числу посадок!»
Изначально у меня не было мечты работать в авиации. Мечта была пойти в мореходку. Но я родом из Кировской области, до любого мореходного училища было далеко, да и военных в семье у меня нет. А военрук в школе подсказал: поступай в военное училище.
Я думал, что буду обычным студентом, буду учиться, отдыхать, развлекаться. А в училище всё оказалось совсем по-другому. Там как в армии. В шестнадцать лет я поступил, в семнадцать принял присягу, в девятнадцать уже был выпускником. На сегодняшний день я в армии уже двадцать лет.
Мне очень нравится моя работа, я уважаю её. Не могу долго находиться дома. Три-четыре дня, и уже тянет обратно на стоянку, на аэродром. У нас даже есть пословица: в армии первые десять лет тяжело, а потом привыкаешь.
Для досуга времени мало. Только воскресенье. И проводить его дома на диване - не моя история. Я или уезжаю на рыбалку, или иду в гараж возиться с машиной. Ну и с друзьями люблю общаться. Вспоминаем разные истории, рассказываем друг другу. Такое приятное общение получается, отдыхаем душой.
Я чувствую, что делаю полезное для своей страны дело. Разочарования в профессии никогда не испытывал, слава Богу. Но жаль, что на все ВВС у нас сейчас только одно Воронежское училище, которое готовит специалистов по инженерно-авиационной службе. Раньше их было гораздо больше, и всё равно не хватало на армию. А сейчас одно училище. И за последние три года я не видел ни одного выпускника здесь у себя. И не знаю, когда вообще увижу.
Все лётчики, начиная от лейтенантов, должны непрерывно учиться. Никакое звание ещё не говорит о том, что ты умеешь летать. Наша работа невозможна без практики. Даже в процессе службы у нас идёт учебная подготовка. Я веду журналы по учениям. Представляете, у нас двадцать шесть предметов в программе. Всё это строго контролируется, выставляются оценки, сдаются зачёты.
Вертолёт - это не кусок железа. Каждый вертолёт - как машина. Если ты садишься не в свою личную машину, то сразу чувствуешь, что она отличается от твоей. Так и вертолёт. Например, вот стоят четыре одинаковых вертолёта. У одного из них, я знаю, частенько происходит отказ одного и того же блока. У другого ещё какая-то деталь «болит». У каждого из них свой организм, можно так сказать. Как у человека. Поэтому они себя по-разному ведут.
Я суеверен. Пятница тринадцатое в авиации чёрный день. Якобы в этот день мы не должны летать. Хотя приходилось. Слава Богу, всё прошло хорошо. Ещё перед полётами я с утра не бреюсь. Только накануне вечером. Это у меня с лейтенантских времён ещё повелось. Старшие товарищи надоумили, когда во Владимире служил. И когда мне чёрная кошка дорогу перебегает, я обязательно плюю через левое плечо. А если иду пешком, так ещё и поворачиваюсь и прохожу это место не лицом, а спиной вперёд. Вот такое у меня суеверие. Может, родители в детстве так внушили. А ещё при ведении документации я никогда не ставлю заранее подпись или дату. Только по факту. Сделали работу люди, отлетал вертолёт, приземлился - вот тогда можно. Заранее - никогда. Может, кто-то такое себе позволяет, но лично для меня это плохая примета.
При нашей работе со временем притупляется чувство страха. Всё делаешь как будто на автомате. Поэтому надо периодически устраивать себе разгрузку: отдыхать, заниматься спортом. Поэтому в быту, дома, у родителей я стараюсь про службу не говорить. Накапливается усталость, нужен отдых, и моральный, и физический. Особенно когда проходишь ряд интенсивных полётов. Вроде сам не летаю, но процесс подготовки к полёту авиационной техники тоже отнимает немало сил, потому что требует высокой концентрации внимания.
Стресс всегда испытываешь, переживаешь, как пройдёт полёт. Ты ведь сам остаёшься на земле, а мысли - вместе с экипажем: как они там, всё ли в порядке. Для техников инженерно-авиационной службы самое главное что? Ждать вертолёт. Разбирать и собирать его по частям - это уже второстепенное. От этого не устаёшь. Устаёшь только морально, когда переживаешь за то, как пройдёт полёт. Вот приземлится - тогда душа спокойна. Можно идти готовиться к следующему вылету.
У меня растут двое сыновей. Они учатся в школе. Насчёт выбора будущей профессии пока не задумывались. Конечно, я считаю, что они должны отслужить в армии. А как решат дальше - это их выбор. Не буду заставлять идти по своим стопам. Но если захотят - поддержу.
Я мечтаю о том, чтобы у нас в стране всегда было тихо и спокойно. Чтобы не было войны. Чтобы нас не отправляли воевать, и наши дети выросли, отучились, получили достойную профессию. Это моя главная мечта. Но в случае чего - мы страну защитим. Нас не запугаешь. Мы ко всему готовы. И приказ - для нас закон. Приказ надо выполнять. В армии человек должен забывать обо всех своих личных проблемах и неприятностях. Ты должен чётко понимать, чего от тебя требуют, и безукоризненно это выполнять. Таков наш долг. Даже если ты с чем-то не согласен, сначала выполни приказ, а уже потом его обсуждай.
Досье: Чернов Анатолий Юрьевич, 37 лет.
Майор, начальник инженерной авиационной службы (ИАС) третьей вертолётной эскадрильи войсковой части в г.Торжок.
Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию