«Вопреки всему!» - девиз спецназа стал для меня девизом по жизни.
В детстве я мечтал стать военным. Когда учился в школе, шла война в Афганистане. Я приходил после школы и попадал как раз на новости. Надевал мамин шерстяной голубой берет и смотрел. Хотел чем-то помочь, но не мог - был еще маленький. Отсюда и возникло желание стать военным, причем именно десантником.
Когда в военкомате я узнал, что в Рязанском военно-воздушном училище кроме десантного факультета есть факультет специальной разведки, стал готовить себя на эту специализацию. Мне было интересно, что это такое.
При поступлении на факультет специальной разведки нужно было сдавать иностранный язык, а в моей школе не было преподавателя. Поэтому мне приходилось ходить к репетитору. Когда я пришел первый раз, преподаватель - молодая девушка - спросила, как меня зовут. А я помню по фильмам - «my name is Serega», ну и говорю. Она удивилась: «Ты какой язык учишь?». Я отвечаю: «Немецкий». Она меня «натаскала» и я сдал экзамен на отлично.
Самое главное для меня в жизни - это дети. И для меня важно, чтобы мои дети выбрали свой путь и им никто не препятствовал. Надо наставлять, но не вмешиваться. Так, например, никто не знал, что я поеду в военное училище поступать - чтобы не отговаривали.
Я люблю, когда у детей все получается. Когда они приходят со школы и спрашивают: «Папа, ты когда будешь журнал учета боевой подготовки проверять?» Это я однажды, приехав из командировки, так по ошибке дневник назвал и теперь они меня подкалывают.
Когда меня ранило, я долго не говорил матери, не хотел расстраивать. Я был в нескольких больницах, лежал в реанимации, а когда уже попал в Ростов, пришел в себя и решил позвонить. А она мне говорит: «Ты где? У меня сумка в прихожей стоит. Я плохие сны видела тогда-то и тогда-то (как раз, когда меня ранило), но не знаю, куда ехать».
Война - это, по хорошему, наша работа. Мы к ней готовимся с самого начала службы. Если понадобиться, я готов еще раз все это пройти.
Я очень боялся за своих бойцов в командировке. Должен был привезти всех, но получилось так, что троих не привез.
Самым тяжелым был момент, когда я пошел на одно задание, а своего командира группы назначил везти хоронить бойцов. Я сразу сказал ему, что это самая сложная задача. Когда он вернулся, сказал, что это действительно было очень тяжело. Общение с родителями, которым не объяснишь из-за чего погиб их ребенок - это сложно и страшно.
Война не стала для меня травмой. У меня остались хорошие воспоминания, потому что бойцы, с которыми я поехал, были прекрасно подготовлены. И мне было радостно, что я могу их еще чему-то научить. Когда я видел их реальную работу - это был бальзам на сердце.
Мужество - это смелость принять решение.
Я горжусь тем, что 19 лет - большую часть моей жизни я служил в войсках специального назначения, и тем, что сейчас я служу в военной комендатуре. Это разные системы, но мне и то и другое очень интересно.
Подготовка парада 9 мая - лишь малая часть того, чем мы занимаемся. Основная наша задача - комендантская служба в городе Москве. Мы, например, проверяем правильность ношения военной формы, а это нужный этап, занимаемся проверкой воинских частей. А что касается парада, то мы уже начали подготовку к нему. Это сложный процесс. А еще сложнее будет в следующем году, ведь он юбилейный.
Быть героем для меня означает быть личным примером своим подчиненным, своим друзьям.
Ты служишь России, работаешь - приносишь какую-то пользу. Но в случае войны ты должен быть готов защитить свою страну. Защищать Родину - значит быть готовым пожертвовать собой. Потерять одного, но спасти, грубо говоря, миллионы.
Досье: Уженцев Сергей Викторович, 37 лет. Герой России.
Заместитель начальника отдела военной полиции Военной комендатуры г. Москвы
p.s. Отрывок из книги «Герои России Уральского федерального округа»
«Мы уже поднимались восемь часов. Бойцы вымотались и устали. Один командир группы с разведчиками шел впереди меня, второй - рядом. Кроме растяжек боевики еще устанавливали «путанку». Тонкая проволока, которая не натягивается, а просто лежит в траве. Ее легко не заметить. Боец из головного дозора зацепил «путанку», она стала растягиваться и запал гранаты сработал в середине наших двух групп. Голосовой командой укладываю всех бойцов на землю. Чувствуя, что мы с лейтенантом Александром Ипатовым не успеваем лечь, я дернул офицера на землю и упал на него. Произошел взрыв. В мою голову попали два осколка, один из них - через висок в зрительный нерв. Теперь правый глаз у меня плохо работает, так как произошел ушиб зрительного нерва. Спускали меня с горы восемь часов. Привезли в ботлихскую больницу. Потом, в военном госпитале, я сказал, что мне никакой инвалидности не надо, буду продолжать службу в спецназе».
Беседовала: Анастасия Воскресенская
Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию