Продолжаю свой рассказ о Музее истории Военно-морского флота России в московском парке "Северное Тушино".
Здесь можно почитать мою обзорную статью об этом музейном комплексе.Дизельная подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец", о которой и пойдёт мой рассказ, является, по сути, основным экспонатом этого музея.
1. Подводная лодка Б-396 проекта 641Б "Сом" в Москве:
2. Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России в Москве:
Б-396 - отечественная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Она была построена в 1980 году на знаменитом заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1981 г. она начала свою службу на Северном флоте, в свои лучшие годы она совершала боевые походы в Средиземное море, несла боевую службу в Северной и Южной Атлантике. Разумеется, чаще всего она "работала" в Баренцевом и Норвежском морях. После списания в 1998 г. она была выкуплена правительством Москвы.
3. Фото начала 2000-х:
В октябре 2000 г. подлодка Б-396 из г. Полярный была отбуксирована в Северодвинск. В одном из цехов ФГУП "ПО "Севмаш" она была "переоборудована" в музейный корабль. Результаты этого "переоборудования" мы увидим на последующих фото.
4. Гюйс и правый горизонтальный руль:
4 июля 2003 года подводная лодка-музей была спущена обратно на воду, а в конце августа корабль отправился в свой последний переход к месту вечной стоянки. Пройденный маршрут: Северодвинск - Белое море - Беломорско-Балтийский канал - Онежское озеро - Волго-Балтийский канал - Рыбинское водохранилище - Канал имени Москвы - Химкинское водохранилище.
5. Рубка:
6.
7. Проход в рубку и на верхнюю палубы закрыт, но в принципе туда пускают - возможно, нам просто не повезло в тот день:
8. Вход на лодку расположен в носу, через специально сделанный вырез в торпедном отсеке:
Заходим в корабль-музей.
9. Первый отсек - торпедный:
10. Хорошо заметны следы переоборудования - межотсечные люки задраены, в прочных переборках прорезаны проходы:
От такого переоборудования страдает атмосфера и оригинальность корабля, но зато музей могут осмотреть инвалиды-колясочники или просто пожилые люди.
11. Схема отсеков подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец":
12. Размеры торпедного отсека, безусловно, поражают:
13. Торпедный аппарат:
14.
15. Второй отсек - жилой и аккумуляторный:
16. Образцы аккумуляторных батарей, собственно батареи размещались ниже, под жилой палубой:
17. Буфетная:
18. Кают-компания, по совместительству - операционная:
19. Интерьеры кают:
20. Лазарет:
21. Гальюн:
22. ГирокомпАс?
Процитирую самого себя
из отчёта о посещении аналогичной ПЛ проекта 641Б, находящейся ныне в немецком Гамбурге:
На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.
23. Третий отсек - центральный пост управления:
В третьем отсеке располагаются центральный пост с локальными постами, штурманская, гидроакустическая и радиолокационная рубки.
24.
По вертикальному трапу возможен выход из третьего отсека в прочную рубку, а так же, через верхний рубочный люк, можно пройти в ограждение прочной рубки, на ходовой мостик и палубу.
25.
26.
27.
28.
29. Оборудование рубки гидроакустика:
30. Штурманская рубка:
31.
32.
33.
34. Рубка радиолокации:
35.
36.
37. Рубка радиосвязи:
38. Камбуз:
39. Четвертый отсек - жилой, аккумуляторный. Специально оборудованный музейный зал:
40.
41. Макет ДПЛ проекта 641Б в масштабе 1:40:
42.
43. Пятый отсек - дизельный:
44. Три дизельных генератора оснащены турбонаддувом, их мощность - по 1900 л.с., тип: 2Д42:
45.
46.
47.
48. Шестой отсек - электромоторный:
49. В отсеке оставлен оригинальный электродвигатель правого борта с обслуживающими системами и линией валопровода:
50.
51. Станция управления двигателем постоянного тока:
52. Последний, седьмой отсек - кормовой и жилой:
53. На подволоке отсека расположен кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды:
54.
55.
56. Выход наружу:
57. Покидаем подводную лодку через выход в корме:
58. Корма:
На этом я завершаю обзор этой музейной подводной лодки и приглашаю интересующихся читателей посмотреть
обзор другой сохранившейся подводной лодки проекта 641Б из Гамбурга.
59. Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге:
Этот пост сделан на основе заметки
Музейная подводная лодка Б-396 проекта 641Б Сом в Москве на Яндекс.Дзен.
Другие записи в моём канале на
Яндекс.Дзен: