Музей-подводная лодка U 2540 "Вильгельм Бауэр" в Бремерхафене (U 2540 "Wilhelm Bauer", Bremerhaven)

Jun 10, 2015 16:32

Многие специалисты относят немецкие подлодки XXI-й серии (строились в 1944-45 гг.) к первым "настоящим" ПЛ, которые были способны не только лишь на некоторое (весьма небольшое) время "нырять" под воду, но именно что свободно оперировать под водой - без необходимости регулярно всплывать для подзаряда батарей или для перехода на большое расстояние. Всё это ПЛ этой серии могли делать, оставаясь на перископной глубине. Более того, скорость их подводного хода была больше надводной.
Единственная сохранившаяся ПЛ этой серии - это U 2540 "Вильгельм Бауэр" в г. Бремерхафен, Германия. Именно о своём посещении этого ветерана (в строю с 1945 до 1983 г., с перерывом на 12 лет отлёживания на дне Фленсбургского фьорда) я и имею честь Вам доложить.




Но сначала немного истории и схемок. Так выглядели ПЛ этой серии в 1945 году:


Фото взято отсюда.

Некоторые ПЛ этой серии выглядели ещё и так:


Фото взято отсюда.

Общий чертёж этих ПЛ (сильно кликабельно):


Фото взято отсюда.

Для своего времени эти ПЛ были весьма неплохи (несмотря на ряд "детских болезней"). Реализованные в них новации были тщательно изучены победителями, и затем, в той или иной мере, внедрены в своих аналогичных "изделиях". Вот неполное перечисление таких новинок, впервые нашедших своё применение в рамках серийной ПЛ (т.е. изначально входящих в набор её стандартного оборудования):
  • шнорхель (устройство для обеспечения работы дизеля под водой) - это понятно, причём на его надводную часть наносили специальное антирадарное покрытие,
  • комбинация из основных (для полного подводного хода) и вспомогательных (для "бесшумного" тихого хода) электродвигателей,
  • ложные цели и установщики помех для отвлечения или подавления гидроакустических средств противника,
  • радарные системы для раннего обнаружения кораблей и самолётов неприятеля, а так же их работающих радаров,
  • активная гидроакустическая система, позволявшая (в теории) производить точную стрельбу торпедами с глубины до 60 м, не всплывая под перископ и
  • система быстого заряжания торпед.
Я не буду вдаваться в подробности, одно только хочу отметить: союзникам сильно повезло, что решение о постройке этих ПЛ было затянуто, и появились они лишь тогда, когда всё уже было кончено. В итоге, некоторые из этих ПЛ ещё послужили некоторое время в составе флотов стран-победителей (СССР, Франции, Великобритании и США).

Вход в музейную подлодку. На плакате показано всё, что нужно знать посетителю (кроме, пожалуй, цен на местное пиво):


Носовой отсек и его торпедные аппараты (видны только верхние четыре, ибо два нижних спрятаны под настилом):


Кроме входа на ПЛ, в носовом отсеке так же расположены касса и небольшой сувенирный магазинчик. Любопытно, что они обслуживались двумя разными организациями, из-за чего билет я покупал у господина справа, а книжку об этой ПЛ - у дамы слева.


Люк для погрузки торпед. Колокол повесили явно не по проекту :)


Второй отсек - жилой, с каютами офицеров и унтеров:


Каюта капитана. Если-что, можно быстро поменять предохранители (слева) :)


Спальное место капитана:


Под каютами, в специальном корпусе - аккумуляторные батареи. Очень много - с общей массой в 236 тонн. Вот такие они:


В принципе, условия обитания вполне приличные. Это каюта офицеров:


А это - каюта унтерофицеров:


Индивидуальные средства спасения не забыты:


Подходим к третьему отсеку (это будет центральный пост):


Люк в рубку закрыт чем-то похожим на охотничий капкан, я решил на всякий случай не лезть:


Как всегда, в центральном посту сосредоточено управление всей ПЛ (с возможностью ручного управления отдельными агрегатами в отсеках по месту, разумеется):




Эхолот:


В отдельной секции за центральным постом расположен камбуз:


Если смотреть со стороны камбуза, то хорошо видна шахта шнорхеля, проходящая через центральный пост в рубку (и затем за неё):


Четвёртый отсек опять жилой и опять аккумуляторный:


Каюты матросов по обоим бортам выглядят вот так:




Некоторое подобие уюта:


Следующий отсек - пятый - машинный. Там расположены два шестицилиндровых дизеля MAN мощностью по 2000 л.с. и электродвигатели (два сдвоенных основных электродвигателя SSW для полного подводного хода, по 2500 л.с. и два  вспомогательных электродвигателя SSW для "бесшумного" хода, по 226 л.с.). Вид на дизели:


ВВС - это не вражий голос, а фирма, сделавшая турбонаддув для дизеля и специальную установку для сушки воздуха. Конденсированная вода поступала в умывальники и душ (вместе с двумя туалетами они были расположены в специальной изолированной выгородке во втором отсеке).

Дизель поближе:


Дизели отгорожены переборкой от управляющей аппаратуры (она расположена в том же отсеке):


Щиты управления дизелями главными гребными электродвигателями, разделены побортно. Тем, кто путает "лево" и "право", сделана цветовая подсказка:


Управление электродвигателями экономичного хода:


Основной электродвигатель (левого борта):


Ременная передача вспомогательного электромотора (они расположены перед основными, ближе к щитам управления и, соответственно, дальше от кормы):


В машинном отсеке был свой туалет:


Сейчас в конце машинного отсека расположен выход на свободу:


Но, перед выходом на поверхность, мы заглянем в последний, шестой отсек - кормовой. Там расположен резервный пост управления рулями, баллоны с сжатым воздухом и устройства для отстрела ложных целей и установщиков помех:


Вот мы и снова на воле:


Вид на рубку с её двумя 30-мм зенитными автоматами (вернее, их муляжами) и прочим антенно-шнорхельным хозяйством:


Корпус в воде потихоньку ржавеет, но это не наша проблема - мы уже успели сделать своё дело :)


Судьба исследованной нами подлодки была, кстати, такова:  U 2540 была заложена 29.10.1944 г. в Гамбурге, на верфи Blohm & Voss. Спуск на воду состоялся 13.01.1945, а уже 24.02.1945 она официально вступила в строй и была зачислена в 31-ю флотилию ПЛ. Поскольку опытный личный состав был на тот момент уже в сильном дефиците (особенно для ПЛ нового типа), лодка лишь в апреле 1945 г. отправилась на т.н. "фронтовые учения" в Балтийское море, где она и встретила последние дни войны. Попетляв по разным немецким ВМБ и поняв, что "выхода нет" и "всё пропало", она была затоплена своим экипажем на дне Фленсбургского фьорда. Пролежала она там до 1957 г., когда была поднята и заботливо починена. При этом многие оригинальные детали были утеряны. С 1958 г. U 2540 служила опытной ПЛ в составе немецких ВМС, причём с 1960 г. - под именем "Вильгельм Бауэр". Кстати, этот Вильгельм Бауэр был занятный человек, я про него как-нибудь напишу отдельный пост.
Летом 1968 г. ПЛ была выведена из состава ВМС, но с 1970 г. она уже снова на службе - на этот раз в составе экспериментальной флотилии немецкого министерства вооружений (Bundesamt für Wehrtechnik und Beschaffung). Прослужив экспериментальной ПЛ до начала 1980-х годов, она в итоге была списана и выставлена на продажу. Купили её не торговцы металлом, а любители военно-морской истории из местных некоммерческих организаций. В 1983-84 гг. ПЛ была переоборудована под музей, причём особые усилия были приложены для восстановления её изначального внешнего и внутреннего вида. Из-за того, что аккумуляторные батареи, топливо и запасы воды были утилизированы, осадка ПЛ изменилась - старая ватерлиния проходит теперь примерно на 2,5 метра выше нынешней.
Вот, наверное, и всё, спасибо всем за внимание!

В завершение, как всегда, немного полезной информации об объекте:

Адрес:
Museumshafen, Bremerhaven (Германия)

Как добраться:
Например, долететь до Гамбурга, а затем взять машину напрокат и домчаться по автобану за 1,5 часа.

Расписание работы:
В этом году (2015) музей работает до 1 ноября, ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса - до 17:30).

Сколько стоит: взрослый билет: 3 евро, дети и студенты-пенсионеры: 2 евро.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U 2540 "Вильгельм Бауэр" (на англ. и нем. яз.).
Статья о ПЛ XXI-й серии в Википедии.
Любопытный сайт моделистов ПЛ U 2540 (на нем. яз.).

подводные лодки, u 2540, бремерхафен, военный музей, германия

Previous post Next post
Up