Музей космонавтики и ракетной техники в СПб (часть 2)

May 30, 2018 16:09

Завершаю обзор Музея космонавтики и ракетной техники в Санкт-Петербурге. В первой части были показаны довольно древние экспонаты, вернее, в основной массе - их макеты. Во второй (и завершающей) части речь пойдёт о послевоенной истории русского космоса - что будет поинтереснее предыдущих, не очень успешных, попыток добиться чего-то прорывного.

1. Залы музея больше похожи на один длинный коридор. Всё-таки размещение музея в крепости даёт о себе знать:




Итак, самое интересное в нашем ракетостроении началось после того, как "западные технологии" стали достоянием "широкой общественности". Были прекращены работы над образцами, сразу ставшими неперспективными, и начаты над, соответственно, перспективными. Самым перспективным образцом был на то послевоенное время немецкий "Агрегат 4", известный так же в качестве "Оружия возмездия", или просто "Фау-2". Королёв лично ездил в Пенемюнде и Нордхаузен на полуразрушенные немецкие полигоны и заводы, и привёз с собой кучу интересных артефактов. В Нордхаузене даже было создано специальное советско-немецкое предприятие ("институт") для сбора и перенятия немецкого опыта и технологий в области ракетостроения.

Разумеется, глупо было умалчивать об этом (так, и в этом музее эта тема никак не афишируется). Так же глупо было бы принижать роль отечественных учёных и специалистов, сумевших взять из немецких разработок всё лучшее и сделавших космические технологи визитной карточкой страны.

2. В музее выставлена целая куча более-менее уникальных двигателей от разных ракетоносителей, ниже мы их осмотрим повнимательнее:



3. Макет ЖРД. Светодиодами подсвечиваются пути двух компонентов ракетного топлива - горючего и окислителя:



4.



5. РД-107. Двигатель первой ступени знаменитой "Семёрки" (Р-7, 1954-59 гг.):



6. РД-108. Двигатель второй ступени знаменитой "Семёрки" (1956-59 гг.):



7. Ракетный двигатель РД-2, должен был служить вспомогательным двигателем для поршневых самолетов в 1945-46 гг.:



8. Жидкостный ракетный двигатель РД-0109. Разработан в КБ Химавтоматики (Воронеж) в 1959-85 гг. Главный конструктор С.А. Косберг. Двигатель использовался, в том числе, в третьей ступени ракетоносителя "Восток":



9. Жидкостный ракетный двигатель РД-0110. Так же разработан в КБ Химавтоматики (Воронеж), в 1963-67 гг. Главный конструктор тот же. Двигатель использовался, в том числе, в третьей ступени ракетоносителей "Союз" и "Прогресс":



10. Четырёхкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-214 был разработан под руководством В.П. Глушко в 1955-59 гг. для первой ступени баллистической ракеты средней дальности Р-12. Р-12 послужила основой для создания космической ракеты-носителя "Космос-1", предназначенной для выведения на околоземную орбиту малых космических аппаратов. Всего было изготовлено около 2300 экземпляров двигателя РД-214:



11. Один из первых французских космонавтов:



12. "Космонавт Юрий Гагарин", научно-исследовательское судно, входившее в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначенное для управления полётом космических аппаратов и поддержания голосовой связи ЦУПа с экипажами космических кораблей. Спущено на воду в 1971 г. После распада СССР судно перешло в ведение МО Украины, но не использовалось по назначению и в 1996 г. было продано на слом:



13.



14. Пульты управления "Луноходом", справа фрагмент его колёсного шасси:



15. Макет межпланетной автоматической станции "Марс-1", 1970-72 гг.:



16. Макет автоматической межпланетной станции "Луна-9". 3 февраля 1966 года она впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю телепанораму лунной поверхности:



17.



18. Макет "комнаты гигиены" (сан. узла, если по-нашему) для МКС:



19. Пульт управления толчком:



20. Собственно толчок:



21. Фрагмент пульта управления "Луноходом":



22. Ещё один фрагмент:



23.



24. В центре - спускаемый аппарат космического корабля "Союз-16":



25. Скафандры:



26. Корзинка для сбора космонавтов (шутка). Кроватка для удобной посадки на землю:



27. Спускаемый аппарат космического корабля "Союз-16" поближе:



28. Внутри тесновато:



29. Парашютный отсек:



30.



31. "Союз-16" побывавал в космосе в декабре 1974 г., так что я не понял, чей это автограф:



32.



33.



34. Космонавты - народ компактный:



35. Макет отечественного космонавта:



36. Знаменитый символ отечественных технологий, непревзойдённых в своей простоте и эффективности - зеркальце на рукаве для обслуживания разных органов управления на пузе и прочих невидимых простым глазом местах космонавта в скафандре. Слышал, что у конкурентов эта проблема решается спец. телевизионной системой:



37. Инструменты для работы в открытом космосе:



38. Макет МКС:



39. Стол раздачи пищи для космических пассажиров:



40. Это, кстати, задняя стенка сан. узла, что как-бы намекает...



41.



42.



43. Вот такая, блин, бленда!



44.



45.



46. Борис Евсеевич Черток, легендарная личность и соратник Королёва, что-то рассказывает про Глушко. Я рад, что лично видел Чертока, на одной из конференций IFAC (International Federation of Automatic Control):



47. Различная космическая видеотехника:



48. Схемка космического грузовика:



На этом я завершаю свой обзор этого музея, спасибо за внимание.

космос, россия, спб, #музей космонавтики, музей космонавтики, военный музей, #россия, #спб, #космос, #военный музей

Previous post Next post
Up