Завершаю обзор
Музея космонавтики и ракетной техники в Санкт-Петербурге. В первой части были показаны довольно древние экспонаты, вернее, в основной массе - их макеты. Во второй (и завершающей) части речь пойдёт о послевоенной истории русского космоса - что будет поинтереснее предыдущих, не очень успешных, попыток добиться чего-то прорывного.
1. Залы музея больше похожи на один длинный коридор. Всё-таки размещение музея в крепости даёт о себе знать:
Итак, самое интересное в нашем ракетостроении началось после того, как "западные технологии" стали достоянием "широкой общественности". Были прекращены работы над образцами, сразу ставшими неперспективными, и начаты над, соответственно, перспективными. Самым перспективным образцом был на то послевоенное время немецкий "Агрегат 4", известный так же в качестве "Оружия возмездия", или просто "Фау-2". Королёв лично ездил в Пенемюнде и Нордхаузен на полуразрушенные немецкие полигоны и заводы, и привёз с собой кучу интересных артефактов. В Нордхаузене даже было создано специальное советско-немецкое предприятие ("институт") для сбора и перенятия немецкого опыта и технологий в области ракетостроения.
Разумеется, глупо было умалчивать об этом (так, и в этом музее эта тема никак не афишируется). Так же глупо было бы принижать роль отечественных учёных и специалистов, сумевших взять из немецких разработок всё лучшее и сделавших космические технологи визитной карточкой страны.
2. В музее выставлена целая куча более-менее уникальных двигателей от разных ракетоносителей, ниже мы их осмотрим повнимательнее:
3. Макет ЖРД. Светодиодами подсвечиваются пути двух компонентов ракетного топлива - горючего и окислителя:
4.
5. РД-107. Двигатель первой ступени знаменитой "Семёрки" (Р-7, 1954-59 гг.):
6. РД-108. Двигатель второй ступени знаменитой "Семёрки" (1956-59 гг.):
7. Ракетный двигатель РД-2, должен был служить вспомогательным двигателем для поршневых самолетов в 1945-46 гг.:
8. Жидкостный ракетный двигатель РД-0109. Разработан в КБ Химавтоматики (Воронеж) в 1959-85 гг. Главный конструктор С.А. Косберг. Двигатель использовался, в том числе, в третьей ступени ракетоносителя "Восток":
9. Жидкостный ракетный двигатель РД-0110. Так же разработан в КБ Химавтоматики (Воронеж), в 1963-67 гг. Главный конструктор тот же. Двигатель использовался, в том числе, в третьей ступени ракетоносителей "Союз" и "Прогресс":
10. Четырёхкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-214 был разработан под руководством В.П. Глушко в 1955-59 гг. для первой ступени баллистической ракеты средней дальности Р-12. Р-12 послужила основой для создания космической ракеты-носителя "Космос-1", предназначенной для выведения на околоземную орбиту малых космических аппаратов. Всего было изготовлено около 2300 экземпляров двигателя РД-214:
11. Один из первых французских космонавтов:
12. "Космонавт Юрий Гагарин", научно-исследовательское судно, входившее в состав командно-измерительного комплекса СССР и предназначенное для управления полётом космических аппаратов и поддержания голосовой связи ЦУПа с экипажами космических кораблей. Спущено на воду в 1971 г. После распада СССР судно перешло в ведение МО Украины, но не использовалось по назначению и в 1996 г. было продано на слом:
13.
14. Пульты управления "Луноходом", справа фрагмент его колёсного шасси:
15. Макет межпланетной автоматической станции "Марс-1", 1970-72 гг.:
16. Макет автоматической межпланетной станции "Луна-9". 3 февраля 1966 года она впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю телепанораму лунной поверхности:
17.
18. Макет "комнаты гигиены" (сан. узла, если по-нашему) для МКС:
19. Пульт управления толчком:
20. Собственно толчок:
21. Фрагмент пульта управления "Луноходом":
22. Ещё один фрагмент:
23.
24. В центре - спускаемый аппарат космического корабля "Союз-16":
25. Скафандры:
26. Корзинка для сбора космонавтов (шутка). Кроватка для удобной посадки на землю:
27. Спускаемый аппарат космического корабля "Союз-16" поближе:
28. Внутри тесновато:
29. Парашютный отсек:
30.
31. "Союз-16" побывавал в космосе в декабре 1974 г., так что я не понял, чей это автограф:
32.
33.
34. Космонавты - народ компактный:
35. Макет отечественного космонавта:
36. Знаменитый символ отечественных технологий, непревзойдённых в своей простоте и эффективности - зеркальце на рукаве для обслуживания разных органов управления на пузе и прочих невидимых простым глазом местах космонавта в скафандре. Слышал, что у конкурентов эта проблема решается спец. телевизионной системой:
37. Инструменты для работы в открытом космосе:
38. Макет МКС:
39. Стол раздачи пищи для космических пассажиров:
40. Это, кстати, задняя стенка сан. узла, что как-бы намекает...
41.
42.
43. Вот такая, блин, бленда!
44.
45.
46. Борис Евсеевич Черток, легендарная личность и соратник Королёва, что-то рассказывает про Глушко. Я рад, что лично видел Чертока, на одной из конференций IFAC (International Federation of Automatic Control):
47. Различная космическая видеотехника:
48. Схемка космического грузовика:
На этом я завершаю свой обзор этого музея, спасибо за внимание.