Музей-подводная лодка С-189 в С.-Петербурге

Sep 15, 2015 16:01

Этот музей появился в Питере сравнительно недавно: ПЛ С-189 была открыта для посещения в 2010 г. Но до такого радостного момента этой ПЛ надо было ещё дожить - а шансов на это, если говорить честно, было весьма мало. Прослужив 35 лет (от поднятия флага в 1955 г. до момента исключения из состава ВМФ в 1990 г.), ПЛ была поставлена на отстой в Кронштадте. Там она потихоньку была разграблена и, в результате последней (непродуманной) акции любителей металлолома, затонула и села на грунт в Купеческой гавани, прямо у пирса (в 1999 г.). При этом, над водой оставалась лишь часть рубки.

Тем не менее, благодаря неравнодушному меценату - Андрею Артюшину, бизнесмену и бывшему подводнику - ПЛ была спасена. Сначала, в 2005 г., она была поднята и поставлена на ремонт в док Канонерского завода. В 2006 г. она была выведена из дока и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по переоборудованию в музей. Торжественный подъём флага на ПЛ состоялся уже в 2007 г., а в 2010 г., как я уже сказал, ПЛ была открыта для всех желающих.

1. Вход на музейную ПЛ:



2. Для спуска в ПЛ существует специальный трап, расположенный за рубкой и появившийся уже в ходе восстановления ПЛ:


Думаю, что я открыл новый вид спорта болезни искусства: фотографирование серых подводных лодок на фоне серого неба и серой (вернее, свинцовой) воды... Так что если качество фото не получилось оптимальным - я не виноват :)

3. ПЛ С-189: вид с набережной Лейтенанта Шмидта. На заднем плане справа- ледокол "Москва" на отдыхе. Ещё правее, совсем вдали - ещё один корабль-музей - "Красин":


В музее есть своя команда, почти поголовно состоящая из бывших подводников. Они помогают посетителям спуститься вниз, отдают им (посетителям) команды, подлежащие немедленному исполнению, а так же проводят для них экскурсии.

Когда я спустился вниз, мне была отдана первая команда на покупку билета, а затем я был направлен сразу в кормовой (торпедный) отсек - для начала осмотра музея. Как я понял позже, мне повезло, ибо я решил посетить ПЛ в будний день, и мне почти не пришлось толкаться внутри ПЛ с другими страждущими, или стоять в очереди на пирсе.

4. Итак, вот он, отсек №7, кормовой-торпедный. Он же - отсек-убежище. Хорошо видна плоская дверь (люк), соединяющая 6 и 7 отсеки. Эта дверь была расчитана лишь на небольшое давление:


5. Внутри кормового торпедного отсека хорошо различимы 2 533-мм торпедных аппарата, для которых не было запасного боекомплекта:


6. Так же в отсеке находится люк для аварийного покидания ПЛ:


7. Торпедный аппарат поближе:


8. Вид из торпедного отсека в сторону отсека №6, электромоторного:


9. ПЛ проекта 613 проектировались при максимальном использовании информации о последних и наиболее "продвинутых" немецких ПЛ XXI и XXIII серий. Так, впервые были применены станции управления электродвигателями. Вид на станции управления (в нос). Главные электродвигатели мощностью по 1350 л.с. расположени внизу:


10. Один из двух вспомогательных электродвигателей мощностью 50 л.с. (для обеспечения экономичного хода):


11. Станция управления правым главным электродвигателем (ГГЭД). Новые станции были гораздо удобнее применявшихся ранее щитов с рубильниками:


Интересна история ПЛ этого проекта. Как я уже сообщил, при проектировании были максимально использованы технические решения немецких ПЛ последних серий, в том числе устройство для работы дизеля под водой (РДП). Эта серия ПЛ стала самой массовой в советском ВМФ. Всего было построено 215 подводных лодок, а ещё 21 ПЛ проекта 613 была построена в Китае по лицензии.

Первоначально на лодках этого типа предусматривалась установка артиллерийского вооружения: сначала один спаренный 25-мм зенитный автомат 2М-8, а затем и так же спаренное 57-мм универсальное орудие СМ-24-ЗИФ, но в 1956 г. они были сняты с уже построенных лодок - ибо в качестве оружия самообороны они стали практически бесполезны.

12. Переходим в отсек №5, дизельный. Он отделён от 7-го и 6-го отсеков "настоящим" люком и "настоящей" переборкой, способными выдержать давление до 10 кг/кв.см:


13. В пятом отсеке расположены два дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. производства Коломенского завода, и к ним два компрессора ДК-2. Дизели являлись доработанными копиями тепловозных двигателей "Packard":


14. Вид на дизели в сторону кормы:


15. Ещё кусочек дизеля. Разумеется, во всех отсеках этой ПЛ царит непередаваемая атмосфера - как в прямом, так и переносном смысле. Густой запах дизельного топлива и машинного масла бодрит:


16. Покидаем 5-й отсек и переходим в 4-й, он же жилой, он же камбуз. Так же в нём расположена вторая группа аккумуляторных батарей (общий вес батарей на этой ПЛ - около 200 тонн) и кают-компания старшин:


Сейчас в 4-ом отсеке расположен вход в ПЛ, места для чаепития нового экипажа и музейная лавка, в которой я купил набор открыток об этой ПЛ. К сожалению, книжки или хотя-бы альбома с фотографиями, посвященных этой ПЛ, купить пока нельзя.

17. Заходим в третий отсек - центральный пост:


18. Вид в сторону носа. Сразу бросаются в глаза тяги выдвижных устройств (антенн и перископов):


19. Самое важное оборудование ПЛ теперь не работает. Но на ПЛ есть и второй гальюн, в дизельном отсеке:


20. Слева на фото расположено счётно-решающее устройство для "программирования" торпед, справа - гирокомпас (копия немецкого "Anschütz"):


21. Перископ:


22. Вот, что можно в него увидеть:


Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и часть набережной Лейтенанта Шмидта.

23. Боевой пост погружения и всплытия:


24. Внизу, под решёткой палубного настила, виден трюм с соответствующей арматурой:


25. Таблица непотопляемости - основа борьбы за живучесть ПЛ:


26. Хитрые приборы:


27. Рабочее место штурмана:


28. Люк во второй, жилой и аккумуляторный, отсек:


29. Вид на жилой отсек, за ним виднеется первый, торпедный отсек:


30. Во втором отсеке расположены каюты капитана, старпома и замполита, а так же радиорубка и кают-компания со спальными местами для офицеров. Каюта капитана:


31. Здесь жил и работал замполит:


32. На столе у него размещён традиционный набор сказок для экипажа:


33. Кают-компания, при необходимости, превращалась в операционный зал:


34. Радиорубка. Слева внизу интересный прибор МЛ-22. Это снаряд радиолокационных и тепловых помех от комплекса выстреливаемых помех ПК-2 или ПК-16. Я только не очень понял, какое отношение этот снаряд имеет к подводным лодкам?


35. Элементы декора:


36. Радиокомплекс с самоваром:


37. Переходим в первый, торпедный отсек. 4 торпедных аппарата с боекомплектом 10 торпед - 4 заряжены, 6 в резерве. Так же тут спали матросы (16 шт., на подвесных койках). Вообще, матросы всегда спали практически на своих рабочих местах:


38. Вид на ТА:


39. Торпеды и ложные цели:


40.


41. Слева у борта выставлены различные газоанализаторы - на ПЛ постоянно выделялись самые разные газы, многие из них - взрывоопасные при определённых концентрациях. За концентрацией этих газов в атмосфере ПЛ следовало строго и постоянно следить:


42. Специальный военно-морской хронометр из центрального поста:


43. Антенное хозяйство ПЛ С-189:


44. Напоследок хочу выразить благодарность нашему экскурсоводу:


45. Вот вроде и всё, небо начинает хмуриться, спасибо за внимание :)


В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
Региональное общественное учреждение культуры "Музей "Подводная Лодка "С-189" (владельцы музея:  Артюшин Андрей Анатольевич, Артюшина Елена Александровна и РОО Союз Моряков-Подводников)

Адрес:
Санкт-Петербург, Набережная Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы

Как добраться:
Самое простое -  доехать на метро до ст. "Василеостровская", дальше автобусом № 1. Поскольку на момент посещения музея ст. "Василеостровская" была закрыта на ремонт, я выбрал следующий маршрут: от Невского проспекта доехал до пл. Труда (автобус №22 или №27, троллейбус №5), а дальше прогулялся через Благовещенский мост и по набережной Лейт. Шмидта.

Контакты:
Телефон: +7 (904) 613 7099
E-mail: c-189@mail.ru

Расписание работы:
Ежедневно с 11:00 до 19:00 (касса - до 18:00), выходные дни: понедельник и вторник. В расписании возможны краткосрочные изменения.

Сколько стоит: взрослый билет: 400 руб. Школьникам прочим пенсионерам: 200 руб. Студентам и курсантам: 300 руб. Примечание: профессиональная фотосъёмка в музее запрещена.

Дополнительная информация:
Официальный сайт музея "Подводная лодка С-189".
Страничка ПЛ С-189 Вконтакте
Статья про ПЛ С-189 в Википедии
Статья о ПЛ проекта 613 на сайте submarines.narod.ru
Хроника службы ПЛ С-189.

подводные лодки, военный музей, с-189, россия, проект 613, спб

Previous post Next post
Up