Оригинал взят у
tiomkin в
Родезия || Рейд ВВС на Анголу. Операция «Тщеславие»После того как боевики ЗИПРА (военного крыла ЗАПУ, партии Джошуа Нкомо), проникшие в Родезию с территории Замбии 3 сентября 1978 года с помощью ПЗРК Стрела-2М (9K32M) сбили гражданский авиалайнер Air Rhodesia Viscount «Hunyani» рейс Rh825, разъяренные родезийцы провели операцию «Гатлинг» - массированный рейд на территорию Замбии, в привлечением ВВС и частей спецназначения. 18 октября 1978 года авиация отбомбилась по базам террористов, после чего были выброшены десанты САС, Скаутов Селуса, Родезийской легкой пехоты, зачистившие лагеря. Эта операция больше известна как Green Leader - во время рейда командир «зеленой» эскадрильи майор Крис Диксон передал диспетчеру аэропорта Лусаки недвусмысленное сообщение прекратить всякую активность, поскольку воздушное пространство контролируется родезийскими ВВС.
В принципе рейды на территории сопредельных государств, с целью уничтожения лагерей террористов не были чем-то особенным - авиация Родезии и десантники проводили их регулярно. Однако мало кому известно, что кроме рейдов на Замбию и Мозамбик, ВВС Родезии провели уникальную операцию - единственный в истории рейд на Анголу. Ни до, ни после этого события вооруженные силы Родезии не принимали активного участия в ангольской войне.
По сути это была такая же ответная операция, как и «Гатлинг». 12 февраля 1979 года боевики ЗИПРА сбили еще один гражданский самолет Air Rhodesia Viscount «Umniati» рейс Rh827. Все 59 человек находившиеся на борту погибли. Через две недели родезийские самолеты отбомбились по Анголе.
Операция была проведена 26 февраля 1979 года. Целью являлся крупный лагерь террористов в Вила да Лусо (ныне Луэна), в провинции Мошико, в восточной части страны. В лагере было сосредоточено более 3 тысяч отлично подготовленных боевиков, которых готовили кубинские и восточногерманские инструктора. За пару недель до рейда, из ГДР в Африку прибыла очередная партия советников, числом около 500. Часть из них была направлена в этот лагерь.
И террористы, и советники небезосновательно считали, что Вила да Лусо находится вне досягаемости родезийских ВВС. Лагерь прикрывался ангольскими истребителями, в 300 километрах от Вила да Лусо располагался аэродром Энрике де Каравальо, на котором базировались кубинские МиГи. К тому же путь от Родезии до Анголы контролировался радарами - правда ПВО Замбии была поставлена и обслуживалась Великобританией, а за ПВО Анголы отвечал СССР.
В операции «Тщеславие» принимали участие 4 самолета из 5-й эскадрильи (один из самолетов был собран буквально по частям из запчастей). Бомбардировочная эскадрилья (девиз «Найти и уничтожить») базировалась в Нью-Саруме и состояла из бомбардировщиков English Electric Canberra B2 и English Electric Canberra T4. В основном эскадрилья осуществляла фоторазведку и бомбардировку неприятельских позиций.
При полной бомбовой загрузке Вила да Лусо была на пределе радиуса действия «Канберр». Однако, несколько «Хантеров» из 1-й эскадрильи были оснащены дополнительными топливными баками - у них был приказ вторгнуться в воздушное пространство Анголы и по возможности прикрывать «Канберры» с высоты, сохраняя режим радиомолчания. Командная «Дакота» должна была сопровождать ударную группировку, насколько ей позволяло горючее, и в случае опасности - вызвать на подмогу южноафриканскую авиацию.
Три «Канберры» были загружены бомбами типа "Альфа", четвертый нес шесть обычных 500-кг бомб. Планировалось, что с рассветом самолеты поднимутся в воздух с аэродрома в Виктория-Фоллз. Вылет однако задержался на 20 минут, по причине неисправности с системе связи на одном из бомбардировщиков. Как назло, этим самолетом была «Канберра» командира ударной группы, 45-летнего майора Теда Брента, к тому моменту отслужившего в ВВС более четверти века. Было решено, что три «Канберры» в любом случае отправляются на задание, а Брент попытается присоединиться к ним позже, как только будут устранены неполадки.
Маршрут был спланирован заранее. Из Виктория-Фоллз «Канберры» летели до Казенгулы (80 км), небольшого городка на реке Замбези, в месте где сходятся границы четырех государств: Родезии, Ботсваны, Замбии и Юго-Западной Африки. Оттуда они взяли курс на северо-запад, на замбийский город Монгу, также расположенный на Замбези, в 370 км. Эта часть полета была наиболее удобной - пилоты могли «привязаться» к реке. Вся дальнейшая навигация осуществлялась методом счисления пути, поскольку полет производился над плоской местностью без каких-либо ориентиров. В Монгу к трем бомбардировщикам присоединился Брент - его радио починили, и он на максимальной скорости полетел на рандеву со своей группой. Монгу являлся гражданским аэродромом - при появлении бомбардировщиков с земли попросили идентифицировать себя. Родезийцы проигнорировали просьбу и, развернувшись, ушли в сторону Анголы - до цели предстояло преодолеть еще 510 км.
Вскоре после того, как Монгу остался позади, звено вошло в межоблачный слой - сверху находились перисто-слоистые облака, снизу - высокослоистые. В данных условиях пилоты не могли ориентироваться по карте: оставалось только надеяться на мастерство штурманов и на то, что компас не врет. Штурман Брента проложил курс таким образом, чтобы выйти на точку над железнодорожной веткой Бенгела, в нескольких километрах к западу от Вила да Лусо. Собственно лагерь террористов располагался несколько восточнее города. Брент решил «привязаться» к железной дороге и зайти на атаку с запада, чтобы обмануть наземные службы - в этом случае с земли «Канберры» вполне могли посчитать ангольскими самолетами, идущими с западного побережья.
Все это время бомбардировщиков сопровождало прикрытие из «Хантеров» и «Дакоты». Истребители находились над облаками, в том время как «Дакота» - существенно ниже. В один момент «Дакота» была обстреляна - пилоты засекли разрыв. Что именно это было - точно неизвестно: либо зенитный снаряд, либо самоподорвавшаяся «Стрела». На севере Юго-Западной Африки наготове стояла эскадрилья «Миражей» ВВС ЮАР - на случай если ангольские истребители попытаются перехватить родезийцев. Однако с «Дакоты» не поступило никакого тревожного сигнала и южноафриканские пилоты продолжали сидеть на аэродроме.
В течение всего этого полета в облаках, родезийские пилоты не имели возможности сориентироваться ни по солнцу, ни по земле. Через некоторое время штурман Брента заявил, что они приближаются к расчетной точке на железной дороге. Брент отдал звену приказ снижаться - самолеты вышли из облаков на высоте 615 метров и продолжили снижение до предельно допустимой высоты, чтобы избежать появления на экранах ангольских радаров. Звено шло фактически над верхушками деревьев - под крыльями раскинулся вельд, состоящий из перелесков-мопани.
Наконец внизу показалась железная дорога. Выкладки штурмана были точны - звено вышло в расчетную точку, отклонившись всего на пару километров, и с опозданием на минуту. Сделав разворот, «Канберры» направились на восток, заходя на Вила да Лусо и далее на лагерь с западной стороны, как и планировалось. Но тут на пути встало неожиданное препятствие - грозовой фронт. Обогнуть его не было никакой возможности, бомбардировщики шли на малой высоте, и Брент принял решение лететь сквозь грозу. За пять минут до нанесения удара самолеты поднялись на бомбовую высоту в 90 метров. Через три минуты Брент отдал приказ открыть бомболюки, хотя из-за грозы цель была еще не видна.
Затем, как это часто бывает в Африке, гроза неожиданно кончилась, и перестроившиеся в линию бомбардировщики вышли на открытое пространство. Лагерь боевиков находился точно перед ними. Тридцать секунд спустя все бомбы разорвались там, где и предназначалось. Бомбардировка прошла успешно.
Все это время на высоте 900 метров за бомбардировщиками следили «Хантеры», отслеживая радиопереговоры замбийских и ангольских ВВС и ПВО. Позже стало известно, что в тот день эти страны вообще не предпринимали никакой активности - до атаки родезийцев. Получилось, что ВВС Родезии застали противника врасплох.
Отбомбившись, «Канберры» снизились до 30 метров и ушли на юг, чтобы спутать следы. Через пять минут самолеты поднялись на 1200 метров и взяли курс на юг, на Виктория-Фоллз. Как позже вспоминал Брент, решение уходить на такой высоте было рискованным - это была т.н. trail height, высота на которой за самолетом тянется конденсационный след, чего родезийские пилоты страшно не любили. Однако летчикам повезло - из-за облачности след был с земли не виден.
На аэродром Виктория-Фоллз «Канберры» прибыли фактически на честном слове: в баках оставалось горючего на пять минут полета. Но на этом приключения не закончились - уже на подходе выяснилось, что одна бомба, уже поставленная на боевой взвод, не вышла из бомболюка. По пути домой пилот все время пытался как-то решить эту проблему, но безуспешно. В итоге, ему пришлось совершить самую безупречную посадку в истории родезийских ВВС!
Когда все самолеты приземлились, злосчастную «Канберру» отрулили подальше от остальных. После чего из местного полицейского участка поблизости пришлось срочно реквизировать все одеяла и матрасы - из них соорудили огромную подушку под люком. С помощью ломика заклинившие двери люка приоткрыли и один из техников смог обезвредить бомбу. По словам Брента, «мы все же не были до конца уверены, что она разряжена. С величайшими предосторожностями мы погрузили ее на эту гору матрасов, и наконец, перевели дух. Честно скажу, я не испытывал страха - я испытывал ужас!»
У рейда было несколько последствий. Во-первых, боевики ЗИПРА убедились, что даже в якобы далекой Анголе им не гарантирована безопасность. Во-вторых, родезийские ВВС в очередной раз продемонстрировали всем заинтересованным сторонам, что для них не существует невыполнимых задач. И в третьих, рейд сумел крепко поссорить правительство Замбии, и без того не очень довольное тем, что в стране находятся лагеря ЗИПРА, из-за которых Замбия регулярно подвергалась атакам, и террористов. Дело в том, что сразу же после рейда, лагерь в Вила да Лусо был приведен в состояние повышенной боевой готовности. Как это обычно и бывает, уровень нервозности превышал все мыслимые пределы. Вечером того же дня, совершенно ошалевшие боевики, которым всюду, мерещились родезийские самолеты, умудрились подбить летательный аппарат. О чем тут же сообщили всему миру. Немедленно выяснилось, что самолет действительно принадлежал к ВВС - только не Родезии, а Замбии. Курсант замбийских военно-воздушных сил совершал учебный полет на Aermacchi - и напоролся на «Стрелу».
Офицеры 5-й эскадрильи. Стоят слева направо: Грег Тодд, Крис Диксон ("Лидер зеленый"), Тед Брент (командир ударного звена операции "Тщеславие"), Майк Ронни, Дуг Пасеэ, Терри Беннет, Эл Брюс. Сидят: Джим Рассел, Глен Преториус.