Всем понятно, что в данный момент Украина и Россия стоят на грани войны, на которую их поставили два мятежа - прозападный в Киеве и прорусский в Крыму. Как известно в современной войне роль авиации является одной из определяющих, поэтому попробую обобщить что нам известно о ВВС и ПВО Украины на этот момент.
ВВС и ПВО Украины включают четыре отдельные бригады и три воздушных командования. В прямом подчинении штабу ВВС и ПВО находятся:
203-я учебная авиабригада (Чугуев)
15-я транспортная авиабригада (Борисполь)
25-я транспортная авиабригада (Мелитополь)
456-я транспортная авиабригада (Гавришовка).
Боевые части ВВС и ПВО Укранины сведены в три воздушных командования - «Центр», «Запад» и «Юг».
Воздушное командование «Центр» (Васильков):
9-я бригада тактической авиации (Озерная; истребители МиГ-29)
40-я бригада тактической авиации (Васильков; ; истребители МиГ-29)
831-я бригада тактической авиации (Миргород; истребители Су-27)
96-я зенитно-ракетные бригада (Даниловка; 3 дивизиона ЗРС С-300ПС)
120-я зенитно-ракетные бригада (Харьков; 2 дивизиона С-300ПТ)
108-й зенитно-ракетный полк (Золотоноша; 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1»)
138-й зенитно-ракетный полк (Днепропетровск; 6 дивизионов С-300ПТ)
156-й зенитно-ракетный полк (Донецк, Луганск, Мариуполь; 3 дивизиона «Бук-М1»)
301-й зенитно-ракетный полк (Никополь; 2 дивизиона С-300ПТ)
302-й зенитно-ракетный полк (Харьков; 3 дивизиона С-300ПТ)
138-я радиотехническая бригада (Васильков)
164-я радиотехническая бригада (Харьков)
Су-27 с бортовым № 45 - один из 20 полностью боеготовых украинских самолетов этого типа состоящих на вооружении 831-й тактической авиабригады. Судя по модному "пиксельному" камуфляжу самолет прошел ремонт на одном из украинских АРЗ. Еще некоторое количество Су-27 не используются в мирное время из-за истекшего ресурса агрегатов, но может быть возвращено в боевой состав в случае войны. Хотя Су-27 еще недавно считался отличным истребителем, время неумолимо - электроника уровня начала 80-х и старые ракеты того же времени сильно ограничивают его потенциал. Возможности "работы по земле" - минимальны, на уровне "тупых железных бомб" и неуправляемых ракет.
Воздушное командование «Запад» (Львов):
7-я бригада тактической авиации (Староконстантинов; бомбардировщики Су-24)
114-я бригада тактической авиации (Ивано-Франковск; истребители МиГ-29)
11-й зенитно-ракетный полк (Шепетовка; 2 дивизиона «Бук-М1»)
223-й зенитно-ракетный полк (Стрый; 3 дивизиона «Бук-М1»)
540-й зенитно-ракетный полк (Каменка-Бугская; 2 дивизиона С-300ПС)
1-ю (Липники) радиотехническую бригаду.
Воздушное командование «Юг» (Одесса):
204-я бригада тактической авиации (Бельбек (Севастополь), истребители МиГ-29)
299-я бригада тактической авиации (Кульбакино (Николаев) штурмовики Су-25)
160-я зенитно-ракетная бригада (Одесса, Николаев; 4 дивизиона С-300ПТ/ПС)
208-я зенитно-ракетная бригада (Херсон; 1 дивизион С-300ПС)
50-й зенитно-ракетный полк (Феодосия, Алушта; 2 дивизиона С-300ПТ/ПС)
55-й зенитно-ракетный полк (Евпатория; 3 дивизиона «Бук-М1»)
174-й зенитно-ракетный полк (Дергачи (Севастополь); 3 дивизиона С-300ПС)
201-й зенитно-ракетный полк (Первомайск; 2 дивизиона С-300ПТ)
14-я радиотехническая бригада (Одесса)
40-я радиотехническая бригада (Любимовка, Севастополь)
Штурмовик Су-25УБ с бортовым номером 60 в оригинальном украинском камуфляже. Штурмовики Су-25 состоят в основном на вооружении 299-й авиабригады в Николаеве, в непосредственной близости от спорного полуострова.
Общий боевой потенциал ВВС выглядит достаточно внушительным:
Тип Назначение В строю На хранении
Су-27 истребитель 60 5
МиГ-29 истребитель 96 48
Су-25 штурмовик 43 4
Су-24М бомбардировщик 16 52
Су-24МР разведчик 5 3
Ан-30 разведчик 8 4
Ан-24 транспортный 7 0
Ан-26 транспортный 46 3
Ан-72 транспортный 0 2
Ил-78 заправщик 0 4
Ил-76 транспортный 36 8
Ту-134 транспортный 5 1
Л-39 учебный 39 39
Однако тут надо внести серьезную поправку на реальное техническое состояние авиатехники. Несмотря на развитую авиапромышленность Украины - наличие двух полноценных авиазаводов (в Киеве и Харькове), двигательного производства («Мотор Сичь» в Запорожье), нескольких авиаремонтных заводов (как минимум - Одесса, Львов, Конотоп), наличие производства военной электроники и авиационных ракет, общее безденежье привело к сильной деградации боеспособности ВВС. Видимо, то что числится «на хранении» вообще уже не стоит учитывать из-за такого понятия как «каннибализм» - снятия узлов и агрегатов для ремонта остающихся в строю самолетов. Их восстановление из состояния авиайионного хлама потребует много времени и неадекватных старым самолетам денег.
Широкая распродажа Украиной военной техники ударила даже по собственной военной авиации, пример тому поставка эскадрильи МиГ-29 в Азербайджан. Из авиачастей были изъяты самолеты с наименьшим налетом, отремонтированы и проданы. Несмотря на то, что украинские АРЗ каждый год ремонтирут большое количество самолетов и вертолетов советского производства для иностранных ВВС, украинская авиатехника ремонтируется буквально штучно. Например, есть такая информация по 204-й бригаде в Бельбеке - из 49 МиГ-29 только 4-5 самолетов могут подниматься в воздух.
По сведениям с украинского военного форума в начале ноября 2013 в реальной эксплуатации находились следующие боевые самолеты:
МиГ-29 №№ 07, 20, 84, 02, 10, 90, 53, 03 05, 09, 11, 31, 91, 18, 20, 40, 49, 29, 54, 22, 19, 29.
Су -27 №№ 15, 26, 27, 28, 30, 38, 39, 41, 45, 46, 52, 53, 56, 69, 71, 73, 74, 75, 100, 101.
Су-25 №№ 02, 03, 04, 05, 07, 06, 08, 24, 25, 27, 41, 60, 62, 65
Су-24 - нет данных, но учитывая сложность этого самолета, врядли много.
То есть в эксплуатации находилось 22 Ми-29, 20 Су-27, 14 Су-25. Часть остальных самолетов имеет ограничения на полеты в мирное время из-за проблем с ресурсом узлов и агрегатов, но может быть возвращено в строй в экстренной ситуации.