Авиация ГСЧС Украины на фоне войны с Новороссией (update 27.10.2014)

Oct 16, 2014 00:51

Одной из авиационных структур Украины, так или иначе принимающих участие в войне с Новороссией, является специальный авиационный отряд Государственной Службы Чрезвычайных Ситуаций Украины (ГСЧС, укр. ДСНС - Державної служби України з надзвичайних ситуацій) базирующийся на аэродроме Нежин в Черниговской области.


База специального авиационного отряда ГСЧС в Нежине. Несмотря на то, что фото довольно старое - 2010 года, запечатленная техника остается актуальной и в 2014 году.

Собственно об участии этой структуры в событиях на Донбассе первый раз стало известно только после авиакатастрофы в Харьковской области одного из бортов - Ми-9 (Ми-8Т) «29 желтый», которая произошла 21 июня.
Согласно информации МВД в Харьковской области, 21 июня вертолет Ми-8, который находится на вооружении специального авиационного отряда ГСЧС Украины, вылетел с аэродрома города Нежин по направлению к Чугуеву, где находится база АТО. В районе 10 утра он последний раз вышел на связь около поселка Васищево - и пропал с радаров.
"Вертолет выполнял задачи в рамках АТО, перевозил личный состав и гуманитарную помощь, на борту вооружения не было", - сообщил украинской прессе источник в Минобороны. Впрочем, как обычно, сообщения украинских военных требуют комментариев. Во-первых, как оказалось никакой личный  состав вертолет не перевозил. Во-вторых, «задача в рамках АТО» и «перевозка гуманитарной помощи» - сами по себе взаимоисключающие задачи. Гуманитарная помощь может оказываться населению или беженцам, а даже если перевозить продовольствие, одеяла и другие невоенные грузы «в рамках АТО», то это военно-транспортные перевозки в интересах вооруженных сил. Впрочем, после сбития кружившего над Славянском разведчика-корректировщика Ан-30 с «гуманитарным грузом на борту», никто уже ни чему не удивляется.

После пропажи транспортного вертолета, к его  поискам подключили милицию, СБУ, администрации Харьковского и Змиевского районов, военных, лесников и пограничников, а также 39 единиц техники, включая вертолеты и самолет Ан-32П. Около 500 человек сутки прочесывали поля и посадки в Харьковской области. В конце концов пропавший вертолет нашли в лесополосе возле села Лазуновка, примерно в шести километрах от Змиева и в 50 км от аэродрома назначения в Чугуеве.
Тогда же выяснилось, что весь экипаж погиб - комэск подполковник Руслан Редькин, второй пилот Александр Лисиченко и борттехник Владимир Михайлик.


Официальных итогов расследования я не видел. По словам одного из участников поисковой операции: «В тот день была очень плохая погода, вертолет летел на низкой высоте, а здесь, в этом самом месте, самая высокая точка района, 188 метров, он, видимо, выходил из облака и не ожидал, что перед ним окажутся деревья».






В качестве «черного тюльпана» для доставки тел погибшего экипажа использовался Ан-32П:

image You can watch this video on www.livejournal.com


В конце июля в Нежине было произведено награждение личного состава Специального авиационного отряда. Орденом «За мужество» III степени посмертно наградили экипаж погибшего вертолета - Александра Лисиченко, Владимира Михайлика и Руслана Редькина.
Также орденом «За мужество» III степени награждены Петр Насиковский и Сергей Стельмах, командиры авиационного звена Специального авиационного отряда.
Медалью «За воинскую службу Украине» наградили бортового авиационного техника Вадима Валуйского, командира воздушного судна Анатолия Мартюха и пилота авиационной эскадрильи Александра Щуку.
По  официальным данным с мая 2014 Специальный авиационный отряд осуществляет круглосуточное дежурство в Единой системе проведения авиационных работ по поиску и спасению в рамках проведения АТО.
Всего же с мая по конец июля 2014 в рамках так называемой «АТО» было задействовано 39 человек летного состава, а также специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы. Привлечено 5 единиц авиационной техники, выполнено 59 полетов с общим налетом 77 часов.
Из всего этого можно извлечь следующие «сухие факты»:
1) авиация ГСЧС используется для военно-транспортных перевозок в тыловых районах,
2) несет круглосуточное дежурство в системе поиска и спасения в рамках АТО
3) за первые три месяца боев провела менее 60 вылетов, часть из которых - поиски своего же разбившегося вертолета. Даже если исключить этот факт, а также вылеты самолетов типа Ан-26 и Ан-32, и все эти вылеты разделить на три месяца - получаем не более 20 вылетов в месяц - весьма небольшая нагрузка на 5 вертолетов типа Ми-8.
4) Пять человек летного состава были награждены орденами «За мужество» и «За воинскую службу Украине», это предполагает,  что экипажи подвергали себя определенной степени риска.
5) При этом, вертолеты ГСЧС ни разу не были засняты в зоне боевых действий, например для эвакуации раненых, что весьма контрастирует с интенсивным использованием армейских Ми-8, дефицит которых явно ощущается.
К сожалению, нет практически никакой информации об использовании транспортных самолетов марки «Антонов». Известно, что в начальный период войны, в мае-июне, когда потери украинских силовиков были относительно умеренными, транспортные Ан-26 Воздушных сил Украины часто использовались в качестве «черных тюльпанов» для доставки тел погибших на родину. На одной подобной фото был и пожарный Ан-32П с «грузом 200», увы, найти ее не могу - возможно это тот же случай, когда доставляли тела погибших вертолетчиков.

На вооружении отряда состоят вертолеты семейства Ми-8 и Eurocоpter EC-145, а также различные самолеты семейства Ан. Нумерация авиатехники в отряде по типам техники, например номера Ан-26 начинаются - с «0», Ан-30 - с «1», Ми-8/9 - с «2», Ан-32 - с «3», ЕС-135 с «4».
Обзор авиатехники начну в порядке возрастания номеров.
Ан-26 «01 синий», серийный 6107 - самолет в стандартной для этого типа окраске с добавленной надписью «МНС Украiни», фото - июль 2014.


Ан-26Ш «04 синий», серийный 4709 - этот самолет давно не попадал в объективы споттеров и, надо полагать, не является летным. Тем не менее при определенных условиях вероятно может быть возвращен в строй. На видео похожий на него борт стоит без винтов (см. ниже).


Серая окраска времен «незалежности» с жовто-блакитной полосой и эмблемой МНС Украины. Подпись к фотографии имела интересный комментарий: «Заправка передвижной фотолаборатории в последних лучах солнца».
Логика номеров «01» и «04» подразумевает наличие еще по крайней мере двух бортов - «02» и «03», также и на фотографии авиабазы видны три самолета Ан-26. Но снимков этих бортов на споттерских порталах я не нашел, из чего следует, что они видимо достаточно давно выведены из эксплуатации.

Ан-30 «11 синий», серийный 1310 - в таком виде самолет летал в составе ГСЧС примерно до 2008 года. В 2012 был опубликован его снимок с другой эмблемой на носу и замазанной желтой полосой. Я бы предположил, что он уже не входит в авиаотряд, но скрины с видео доставки тел погибших вертолетчиков, показывают его в ряду самолетов ГСЧС. Вопрос требует уточнения.




Ан-30 «12 синий», серийный 0302 - принадлежащий ГСЧС «Sky Photograpfer» после некоторого перерыва в этом году снова был поднят «на крыло» (возможно, что именно из-за боевых действий), но не надолго - в сентябре отправился на 410-й АРЗ для ремонта. Обещают, что заодно будет и перекрашен.


Четыре скрина с видео. На первом - общий план, качество - никакое, но дает нам привязку к расстановке снятых самолетов. Ближайший опознаем как Ан-30, второй  - как Ан-26 со снятыми винтами.


Второй скрин сделанный крупным планом, позволяет опознать в дальнем от нас самолете АН-30 несмотря на чехол на стеклянном носу («горб» кабины и немного просматривающийся обтекатель под ней). Предположительно, Ан-26 без винтов - это «04 синий».


Третий скрин снят со стороны вертолета и подтверждает вывод о самом дальнем самолете - номер «12» четко указывает на Ан-30.


На четвертом скрине - нос первого в строю Ан-30, скорее всего «11 синий».


Ми-8Т «21 желтый», серийный 9798728 - вертолет достаточно старой модели, появлялся «на публике» вплоть до 2011 года. Сейчас явно выведен из эксплуатации и будет ли отремонтирован - неизвестно.


Ми-8МТ «22 желтый», серийный 94306


Ми-8МТ «23 желтый», серийный 94620


Ми-8МТ «24 желтый», серийный 94861


Ми-8МТВ «25 желтый», серийный 95214


Ми-9 «28 желтый», серийный 98333718 - изначально построенный в качестве воздушного командного пункта, в ходе ремонта был конвертирован в стандартный Ми-8Т, однако по документам проолжается числиться как Ми-9.


Этот вертолет "засветился" в зоне боев благодаря видео украинского армейского телевидения. Хотя снят он сзади и номера не видно, он единственный из "восмерок" ГСЧС несет красную полосу по верху грузового люка.


Собственно видео:

image You can watch this video on www.livejournal.com


Этот же вертолет был замечен и в воздухе 3 мая в районе Славянска - кадр из видео весьма плохого качества, но опознать его опять можно по двум очень характерным элементам - красной полосе на грузовом люке и "чистой" хвостой балке (без обтекателя антенн аппаратуры зависания) - он единственный такой в ГСЧС.


Ми-9 «29 желтый», серийный  9788612 - аналогично прдыдущему конвертирован в Ми-8Т, но числился как Ми-9. Потерпел катасрофу 21 июня при доставке груза в район боевых действий, погибло три члена экипажа.


В этом списке есть два пробела - Ми-8Т «26 желтый» был списан по ресурсу еще в 2006 году, а борт «27 желтый» мне вообще неизвестен, но очевидно, что его судьба была аналогичной.
Таким образом, в составе отряда в данный момент имеется всего 5 летных вертолетов семейства Ми-8 - борты с номерами «22», «23», «24», «25» и «28».

Пожарное звено оснащено 4 самолетами Ан-32П с номерами 31 (36-08), 32 (36-09), 33 (36-10) и 34 (37-01). Разнообразием окраски они не отличаются. Ан-32П вероятно эпизодически используются в качестве транспортных самолетов,  по крайней мере, комментарий к фотографии самолета «31 черный» гласил - «Самолет загружен "под завязку" гуманитарной помощью для беженцев из восточных регионов Украины».









Еще один тип летательных аппаратов ГСЧС - Eurocopter EC-145 в медицинском варианте. Таких вертолетов два - «42 красный» и «43 красный», соответсвенно с серийными номерами 9266 и 9306.




Обобщая обзор парка авиатехники - на момент написания материала в строю вероятно находятся - один Ан-26 («01»), четыре пожарно-транспортных Ан-32П («31», «32», «33», «34»), пять вертолетов семейства Ми-8 («22», «23», «24», «25» и «28»), а также два легких медицинских вертолета Eurocopter EC-145 («42» и «43»).
Так как данных по действиям спецавиаотряда ГСЧС Украины в августе-сентябре пока не нашлось, придется оценивать его действия за май-июль. И действия эти, на мой взгляд, крайне незначительны - имея немалую по украинским  меркам группировку из 5 вертолетов типа Ми-8, двух легких ЕС-145 и по крайней мере 5 транспортных Анов, спецавиаотряд вообще не проявил себя сколько-нибудь полезной деятельностью. Это особенно заметно на фоне ежедневных полетов армейских Ми-8 по эвакуации раненых с линии фронта - камуфлированные «восьмерки» постоянно попадают на фотографии журналистов и солдат, в то время как их коллеги из ГосСлужбы Чрезвычайных Ситуаций несут напряженное круглосуточное дежурство «поиска и спасения в рамках АТО» и, видимо, вывозя в тыл одного катапультировавшегося над своей территорией пилота в месяц. Своя логика в этом есть, война на Донбасе - это уже не Чрезвычайная Ситуация, а обычная рутина.

война, eurocopter ec-145, Ан-32, Ан-26, Украина, ГСЧС, Ми-8

Previous post Next post
Up