Задокументированные потери украинских Су-25 в войне с Россией. Пришло время обновить данные по потерям 299-й Бригады Тактической Авиации Повитряных Сил Украины -
в предыдущей статье были собраны потери только февраля и марта 2022, правда, там рассматривалась еще и наличная матчасть - имевшиеся в относительно живом виде к началу войны Су-25. Логично, что с тех пор добавились новые потери и появились некоторые уточнения по уже описанным.
Как известно, утром первого дня войны, 24 февраля 2022, Вооруженные Силы РФ нанесли удары по аэродромам Украины, но говорить о каком-то серьезном воздействии не приходится - судя по всему удар наносился 2-3 крылатыми ракетами по стационарным объектам аэродромов, никаких прицельных ударов фронтовой авиации, попыток вывести из строя взлетные полосы и так далее. На многих украинских аэродромах за несколько часов до нападения боевая авиация получила приказ на вывод из под возможного удара. В результате потери авиатехники были чисто символические. И хотя на главной базе 299-й БрТА - аэродроме Кульбакино авиатехника не была выведена заранее, взлетная полоса в результате удара повреждена не была и все исправные Су-25 перелетели в Канатово. Единственным скромным успехом удара по Кульбакино было уничтожение двух нелетных Су-25 находившихся на хранении, а также пары учебных Л-39С.
Под раздачу попали Су-25 N12 и N42. Их уничтожение не стоит игнорировать, учитывая, что украинские ВВС вполне успешно возвращают такие машины в строй, а их общее количество на Украине весьма ограниченно. Поэтому их стоит учитывать как потери - вполне возможно, что через несколько месяцев эти самолеты могли уже быть в строю. К тому же, передаваемые, например, Македонией 4 Су-25 (белорусского «происхождения», но проданные в свое время через Украину) также не летают уже почти 20 лет и тем не менее вполне себе передаются Повитряным Силам.
Вот как, например, описывает первый день войны один из офицеров инженерно-авиационной службы 299-й БрТА: «утром 24 февраля прошлого года вместо будильников раздались первые взрывы. Я приехал на аэродром, и мы сразу начали действовать по схеме вывода техники из-под удара. Мы быстро подготовили самолеты, и до того, как россияне начали массированный ракетный обстрел непосредственно стоянок, все борта успели взлететь в воздух. Наша часть не потеряла от ракетного обстрела ни одного самолета. Сами техники после отправки самолетов начали готовиться к перебазированию на другой аэродром, и в тот же день мы уже работали с него. Сначала было тяжело, не вся нужная нам техника с оборудованием смогла быстро доехать до новой точки, люди несколько ночей вообще не спали, поесть смогли через сутки. Потом было еще одно перебазирование, и уже год здесь работаем».
Слова другого украинского офицера ИАС: «О том, как выводить технику из-под удара, мы знали хорошо, потому что готовились к этому во время многих учений. С задачей справились, все борта ушли, а мы под обстрелом начали грузить все необходимое оборудование на два КамАЗа. В общем мы все довольно быстро смогли загрузить и вывезти. С обустройством на новом месте было, честно говоря, трудно. Сначала ночевали в каких-то ямах, но со временем все наладилось, нынче живем в комфортных модулях».
Отвлекаясь от темы - в этих двух абзацах, наверное, все что надо знать о том как Вооруженные Силы РФ «уничтожают авиацию противника на аэродромах» - несмотря на шесть ракетных ударов в первой половине 2022 (1 марта, 12 марта, 8 апреля, 12 апреля, 5 мая и 23 июля) аэродром Канатово больше года остается главной базой 299-й БрТА, специалисты ИАС бригады живут в комфортных модулях…
А вот так вспоминает утро 24 февраля Ростислав Лазаренко, в тот момент майор, замкомандира эскадрильи 299-й БрТА, старший оперативной группы из 6 Су-25 на аэродроме Мелитополя: «Мы постоянно работали над своей подготовкой - как будем лететь, куда, на какие аэродромы. Каждый собрал необходимые вещи для внезапной командировки. Когда начался обстрел, нам позвонили из бригады и сообщили, что основной аэродром тоже под ракетным обстрелом… Мы заняли места в кабинах, и почти сразу рядом с нами вражеская ракета попала в Ил-76, взрыв был очень громкий. Но, к счастью взлетно-посадочная полоса осталась целой. Мы начинаем запускать двигатели, и в это время перед нами выруливает другой Ил-76 и становится прямо на рулежной дорожке и у него что-то начинают загружать. А у нас шесть самолетов Су-25… поэтому мы все ночью под команды авиационного техника прорулили под крылом того «ила». Взлетели, а уже на маршруте я увидел, что почти везде в поле моего зрения что-то горит и взрывается… то была страшная картина, которая навеки останется в моей памяти. Прилетев на определенный аэродром, выполняю проход над взлетной полосой и вижу, что она перекрыта автомобилями. А через мгновение по нам начинают стрелять… Ну, думаю, аэродром уже захвачен россиянами. Но один из наших самолетов все же садится, буквально перепрыгивая грузовик на полосе. На земле узнают наши самолеты и начинают убирать машины, и мы наконец садимся. Понятно, что большинство людей были растеряны, потому что не каждое утро начиналось с войны, но впоследствии все стало на свои места. Доложил командиру, что вывел всю группу и мы готовы к бою«.
Читать дальше