22 июля 2019 ливийский Л-39 совершил вынужденную посадку на дорогу в районе Ben Ghaziel (провинция Medenine) в Тунисе в 125 км от границы с Ливией. Официально заявлялось, что самолет сел из-за проблем с навигационной системой, но ходят упорные слухи о дезертирстве пилота.
Сразу возникло несколько версий относительно принадлежности самолета - каким из ВВС он принадлежит - Ливийской Национальной Армии (Хафтар) или Правительству Национального Согласия (Фарадж, Триполи).
Сразу надо сказать, что до этого все боеспособные ливийские Л-39 принадлежали силам ПНС (GNA) и базировались в Мисурате, именно они их применяли и теряли в боях. Однако, их противник, Ливийская Национальная Армия в последний год захватила обширные "месторождения" этих учебно-боевых машин - аэродром Брак и авиаремонтный завод в Таманхите. Хотя до этого применение Л-39 авиацией ЛНА не было зафиксировано - хватало настоящих боевых самолетов вроде МиГ-21, МиГ-23, Мираж F-1 и Су-22, однако, вполне могли и обратиться к новому источнику пополнения авиации в ходе боев.
Первая озвученная версия гласила, что полковник Faraj Al-Sageer перегонял принадлежащий ЛНА самолет с тыловой базы Брак на передовой аэродром Al-Watiya и из-за неработающего навигационного GPS приемника заблудился и был вынужден садиться на дорогу по выработке топлива.
Пилот севшего в Тунисе L-39ZO полковник Faraj Al-Sageer
Впрочем, хотя профиль полковника в фейсбуке закрыт, большинство его немногочисленных друзей из Триполи и даже Мисураты, что все-таки косвенно подтверждает вторую версию - самолет принадлежал ВВС Правительства Национального согласия, которое до этого имело в строю более 10 подобных машин и активно их применяло в боях, потеряв два L-39.
Появились также сообщения, что представитель ПНС признал "потерявшийся" Л-39 своим, выполнявшим задание по разведке сил Ливийской Национальной Армии. Впрочем, по хорошей ливийской традиции - "разведчик" несет две не сброшенные авиабомбы американского производства. Довольно удивительно, что садясь на неширокую асфальтовую дорогу в пересеченной местности, пилот не избавился от опасного груза. затрудняющего посадку. Это, кстати, подтверждает довольно высокую квалификацию "дедов" пилотирующих эти самолеты в Ливии.
Второй интересный момент связанный с этим самолетом - это его номер. На правом борту виден N9444
А на левом, то ли N6435, то ли N9435. Так как в моей обширной коллекции ливийских L-39 нет ни одного самолета номер которого бы начинался на "6", скорее всего это вполне логичный N9435. Интересно только, как на одном хвосте с разных сторон оказались разные номера - замена панелей обшивки? Вот такой загадочный борт.
Правда, на этом же борту, на носу маркером все-таки нанесли N9444, так что фигурирует самолет именно так.