Оригинал взят у
vyatchanin в
Конфессия и этничностьНесколько фактов о соотношении конфессии и этнической идентичности во времена оны.
Чув. тутара тухна «уход в татары» - принимая ислам, чуваши «автоматически» становились этническими татарами.
Удм. ӟуч пырыны «креститься», букв. «войти в русские» - термин был актуален конечно только до сплошной христианизации удмуртов, до тех пор, пока христианство не стало восприниматься «своей верой». А до этого даже этнографы свидетельствовали о быстрых темпах обрусения крестившихся удмуртов. Как будто бы даже более быстрых, чем в на рубеже XIX-XX веков.
Сырьянские вотяки, жившие в своё время на Верхней Вятке - это отдельный случай. Ещё в 1557 году они отправляли Ивану Грозному челобитную с просьбой о крещении и соответствующих льготах. После чего благополучно крестились и кажется почти мгновенно обрусели - тем более, что жили в гуще русских. Да и сами пришли туда видимо уже вместе с русскими, не будучи аборигенами, а поднявшись по Вятке с прародины.
Надо ещё заметить, что одно время, до сплошной христианизации, большой проблемой было отатаривание некрещёных или «нестойких в вере» удмуртов (в первую очередь южных). Которые, подобно чувашам, принимали ислам и очень быстро растворялись в татарах. Церковной администрации это естественно очень не нравилось.
===========================
Замечательные примеры, иллюстрирующие тот факт, что этничность* в секуляризированной и рационализированной (в Веберовском смысле) западной цивилизации отличается от таковой в традиционных обществах.
*Этничность - это такой (социально сконструированный) вид идентичности, с помощью которого общества дифференцируют друг друга на основе, прежде всего, культурных различий (язык, одежда, верования и т.д.).
В традиционных/архаических обществах религия (как система мифоритуальных комплексов) представляла собой "тотальный" институт, авторитетно довлеющий (в той или иной степени/форме) над большинством жизненных ситуаций и не испытывающий "конкуренции" со стороны науки, литературы, политики (и т.д.). Естественно, что при серьезном различии в религии (например авраамические религии и этнические/"языческие") между народами, именно религия (как один из основных элементов культуры) становилась важнейшим содержанием этнодифференцирующих различий и, как следствие, этноопределяющим признаком.
В Западной цивилизации (с рождением "наций" в Новое время) религия в силу разных причин начинает терять статус верховной распорядительницы Смысла и Истины: этничность начинают переопределять другие выдвинувшиеся вперед секулярные символические системы - идеология государства (патриотизм и национализм), биология (расизм, социал-дарвинизм), философия, литература и т.д. Поэтому в Западной цивилизации смена веры не означает смену этничности - государственная ("национальная") принадлежность, раса, язык и прочее остаются надежными "якорями" не дающими этничности "скользить" вслед за религией.
Самое удивительное, что нынче, в пост-модерне и пост-индустриальном обществе (или по мере его наступления..) со стирающей все прежние этнодифференцирующие культурные признаки городской жизнью и "кризисом этничности" религия (как ультраконсервативная система) остается и начинает служить важнейшим элементом этнической идентичности (наряду с языком). Этнографам этот факт довольно хорошо известен - городской татарин усиленно изучает ислам потому что это "вера его предков", русский идет церковь креститься потому что "быть русским это быть православным" и т.д. Собственно же этноспецифические элементы культуры (национальная одежда, блюда, обычаи, фольклор и пр.) не возрождаются, а продолжают забываться или вырождаться в лубок государственные/республиканские праздники организованные администрацией "сверху" с непременными концертами "народной самодеятельности" и профессиональных "фольклорных коллективов". И это при том, что религии (авраамические) теперь очищены от "языческих" (=этноспецифических) элементов и продолжают существовать в светских государствах (большинство).
Вот как-то так думается на сегодняшний момент..