Московский Театр Современник. Другая сцена.
"Горбунов и Горчаков", Иосиф Бродский.
Постановка: Евгений Каменькович
В главных ролях: Никита Ефремов (Горбунов) и Артур Смольянинов (Горчаков)
Те, кто знает актёра Артура Смольянинова только по киноролям, настоятельно рекомендую сходить на него в театр Современник. Обязательно. Мне сильно кажется, что у актёра Смольянинова потрясающе везучая ролевая судьба.
Он избежал участи однопланового артиста, и имеет в своём арсенале очень сложные, но потрясающе интересные роли. Горчаков-из их числа.
Иосиф Бродский написал это сложное стихотворное произведение после пребывания в психиатрической больнице. Небольшая заметка на этот счёт:
«Горбунову и Горчакову» предшествовал позорный и бездарный суд над гением - «тунеядцем». Чтобы спасти Бродского от незаслуженного сурового наказания, адвокат ходатайствует о направлении его на медицинское освидетельствование. Вот что пишет биограф поэта Лев Лосев: «Это ходатайство было удовлетворено в большей степени, чем ожидалось. Вместо освобождения из-под стражи и амбулаторного обследования, как просила защита, Бродского на три недели заперли «на Пряжке», то есть в психиатрической больнице № 2 на набережной реки Пряжки, причём первые три дня - в палате для буйных. Там его сразу же принялись «лечить» - будили среди ночи, погружали в холодную ванну, заворачивали в мокрые простыни и клали рядом с батареей отопления. Высыхая, простыни врезались в тело. В 1987 году, отвечая на вопрос, какой момент в его советской жизни был самым тяжёлым, Бродский, не задумываясь, назвал мучения, перенесённые на Пряжке».
Спектакль сложный. Одна из главных сложностей-сам жанр стихотворного диалога. Я после просмотра несколько раз перечитывал первоисточник, и на некоторых местах откровенно "вставал", перечитывая одно место по многу раз и пытаясь понять, чтобы двинуться дальше. Смольянинов мне потом посоветовал не рассчитывать на полное осознание произведения, дескать дело это бесполезное. До сих пор многие считают, что эти диалоги-это разговоры Бродского с самим с собой, что не было никаких двух героев, а что был один, и его полное сознательное сумасшествие. В любом случае сам Бродский на эти вопросы так никогда прямо и не ответил, оставив потомкам пищу для собственных размышлений.
Пара главных героев, Никита Ефремов-Артур Смольянинов, подобрана почти идеально. Ефремов здесь-чистый Иесус, а Смольянинов-прелюбопытнейшая версия Иуды. Горчаков очень сложен в воплощении. Насколько непросто даётся эта роль Артуру, понимаешь после спектакля, когда Смольянинов выжатым лимоном и напрочь обессиленный всегда едет домой приходить в себя.
Единственное "но" спектакля, на мой взгляд, это линия докторов. Она не бесспорна. Врачи здесь изображены в достаточной степени комичными, тогда как даже в написанном материале ужас перед докторами психушки аж между строк сквозит.
Если вы любите "Самый лучший фильм", то на данный спектакль я вам ходить категорически не рекомендую. И вам мучения будут, и сидящим вокруг вас театралам. Остальным же посоветую обязательно сходить при случае, предварительно хотя бы бегло ознакомившись с текстом. Приятного просмотра!
PS. Артуру отдельное спасибо за приглашение и талант!!! Составляю теперь план. Хочу все роли друга театральные посмотреть!