Хозяина однокомнатной квартиры бандиты выписали в комнату, где кроме него уже проживали 60 человек
Из показаний жертвы похищения: “Меня кормили полуфабрикатами и поили водкой. Каждый день заставляли выпить 2-3 стопки. После выпитого у меня мутнело сознание. Я понимал, что в водку что-то подмешано, но иногда сам просил выпить. Чтобы заглушить боль от побоев”.
Что-то Ваха не звонит
- Сначала мы думали, что это единичный случай, - рассказывает Юрий АГАПОВ, старший следователь следственного отдела по Дорогомиловскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по городу Москве. - Увы, это не так. Из показаний потерпевшего стало ясно, что он далеко не единственная жертва банды, некоторые участники которой все еще остаются на свободе.
История началась с заявления в милицию, поступившего от владельца однокомнатной квартиры на Кременчугской улице Западного округа столицы. В дежурную часть пришел небритый, изможденный мужчина, с многочисленными побоями на лице и теле. Он был одет как бомж, постоянно озирался вокруг, и, как забитая собака, вздрагивал при каждом резком звуке. Заявитель сообщил, что стал жертвой вымогателей, содержался почти месяц в Шатурском районе под Москвой и чудом избежал смерти.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ ПОТЕРПЕВШЕГО ШАМИЛЯ М.: “Три года назад я познакомился с молодым человеком 30-32 лет. Он называл себя Вахой. У нас сложились дружеские отношения. Я доверял ему, мы периодически общались, виделись на моей квартире. Встречи носили эпизодический характер. Иногда Ваха пропадал на несколько месяцев, а то и полгода. Он объяснял это тем, что систематически ездил на родину в Грузию. По его словам, он занимался торговлей подержанными автомобилями, а в Грузии у него есть семья и двое детей.
За три года мы встречались примерно 7-10 раз. О встречах договаривались по телефону. Ваха звонил с разных абонентских номеров. Причем за последнее время сменил не менее трех телефонов. Ключей от моей квартиры у него не было”.
Вся эта информация будет еще уточняться. Но некоторые сведения в проверке не нуждаются. Теплые отношения пятидесятилетнего Шамиля с молодым Вахой объясняются просто. Потерпевший имел нетрадиционную сексуальную ориентацию, был в разводе с женой, имевшей от него несовершеннолетнего сына. Когда-то Шамиль относился к респектабельной части научного сообщества, работал в области ядерной физики, имел изобретения и патенты. Но после известных событий, НИИ, где он трудился, постигла та же участь, что и сотни других процветавших некогда “ящиков” ВПК.
В последнее время Шимиль работал в небольшой коммерческой структуре. Единственным его достоянием была собственная однокомнатная квартира, стоимость которой по рыночным ценам превышала пять миллионов рублей.
Квартира и стала объектом пристального интереса “любвеобильного” Вахи.
Для дальнейшего удержания
В случайном разговоре молодой джигит узнал, что никто кроме его старшего друга в квартире не прописан. После этого ситуация стала разворачиваться с молниеносной скоростью. В один из дней Ваха без приглашения пришел на Кременчугскую с незнакомым парнем, назвавшимся Максимом: “Слушай, зарегистрируй у себя моего друга. Очень надо”.
- Надо сказать, что потерпевший не отличается особой мужественностью, - поясняет Александр БЕЛЯТКО, руководитель следственного отдела по Дорогомиловскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по городу Москве. - Он производит впечатление мягкого, интеллигентного человека. Таким людям очень трудно сказать “нет”. Но в данном случае хозяин проявил твердость и ответил отказом. Он любил сына и собирался передать единственную свою ценность ему. Никаких действий с недвижимостью Ваха производить не хотел.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ ПОТЕРПЕВШЕГО: “Ваха пытался меня уговорить, но я твердо стоял на своем. Было заметно, что он разозлен и разочарован. Я решил, что больше к этому разговору возвращаться не придется.
Однако все началось снова, после того, как я обнаружил пропажу своего паспорта”.
Ваха объявился 2 февраля 2008 года. Утром он позвонил своему другу:
- Шамиль, ты дома будешь?
- Всегда рад тебя видеть. Приходи один.
В назначенное время хозяин квартиры услышал звонок в дверь. Когда он в домашнем халате вышел на порог, то невольно отпрянул. Перед ним стоял Ваха.
Но за спиной у него - два брутальных парня и уже знакомый Максим, за которого несколько дней назад так настойчиво хлопотал Ваха. В руках они держали объемистые сумки. Краем глаза хозяин успел разглядеть, что в сумках продукты: пачки макарон, консервы, суповые пакеты, хлеб и, конечно, водка.
- Хозяин пытался загородить дорогу непрошеным гостям, - вспоминает занимавшаяся этим делом следователь Ирина Дынник, - но справиться с четырьмя “бандерлогами” субтильному пятидесятилетнему интеллигенту невозможно. Сначала они отобрали у Шамиля его мобильник. Потом, когда зазвонил городской телефон, обрезали провод. Хозяин пытался кричать, сопротивляться, но его “успокоили” - заставили выпить кружку пива, куда был подмешан неустановленный транквилизатор. После чего потерпевший получил удар по затылку, потерял сознание и очнулся только несколько часов спустя в незнакомой квартире, где рядом на полу спали немытые доходяги, а в окно были видны крыши какого-то унылого провинциального поселка.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА: “Действуя согласно распределению ролей, Шавков, Кутрицкий и Максим примерно около 19.00 незаконно лишили потерпевшего свободы и принудительно на автомобиле “БМВ” с неустановленными регистрационными номерами вывезли в Шатурский район Московской области для дальнейшего длительного удержания”.
Нас держали за скотов
Позже следствие полностью подтвердило эти показания. Были установлены и найдены свидетели, видевшие, как человека в бессознательном состоянии выносят из подъезда и грузят в машину. Усилиями следователя Юрия Агапова, который три дня провел в Шатурском районе, удалось выяснить и другие детали криминальной истории.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ ШАМИЛЯ М.: “Когда я пришел в себя, то понял, зачем меня похитили. Находившиеся рядом со мной мужчины объяснили, что когда-то владели жильем. Но потом его у них отняли, и они теперь скитаются с одной квартиры на другую. Оба очень боялись моих похитителей, так как те держали нас за скотов. Шавков и Кутрицкий систематически в течение суток меня избивали. Делали это по любому поводу: не так посмотрел, не туда пошел, не так кашлянул. Причем Кутрицкий бил меня долго и унизительно, стараясь увидеть мою реакцию. Судя по всему, это доставляло ему удовольствие.
Через три дня в квартиру пришел Максим. По всему было видно, что он хозяин положения. Его беспрекословно слушались охранники Шавков и Кутрицкий, также другие люди, которые иногда заходили в квартиру. На нас они не обращали внимания, словно мы реквизит какой-то пьесы про бандитов. Выпивали водку, о чем-то говорили и уходили. Я заметил, что у всех парней были на определенных пальцах серебряные перстни с различными гравировками. Видимо, это был знак принадлежности к определенной группировке и одновременно знак положения в ее иерархии. Посмотрев на следы побоев на моем лице, Максим ухмыльнулся: “Будешь так неаккуратно ходить, скоро живого места на лице не останется”.
Максим не стал ходить вокруг да около.
- Нужно прописать к тебе брата Ваню, - обратился он к похищенному. - Он без угла остался. Помочь надо. Подпиши документы - и все твои проблемы кончатся.
Шамиль пытался сопротивляться. Он обещал подумать, потом ссылался на несовершеннолетнего сына, придумывал другие отговорки. Но похитители только усиливали давление: избиения продолжались, а Максим откровенно угрожал: “Если тебе дорога жизнь сына - не советую тянуть. Мы знаем про него все: где живет, учится, с кем дружит. Хочешь умереть калекой? Это твое дело. Но подумай о ребенке!”
ИЗ ПОКАЗАНИЙ ПОТЕРПЕВШЕГО: “Мне не давали спать и при этом систематически поили водкой и избивали. Я дошел до того состояния, что уже не понимал, где нахожусь, с кем говорю. Иногда от боли я на несколько часов терял сознание. А мои мучители уговаривали: “Подпиши, дурак, и мы тебе устроим квартиру ничуть не хуже. Даже вид из окна будет веселей!”
Через месяц истязаний он сломался. Сначала по требованию Максима подписал несколько чистых листов бумаги. Затем - уже реальные документы. Его несколько раз перевозили с одной квартиры на другую. Менялись соседи, условия жизни. Как-то раз ему достался угол в комнате подле старинной печи с какими-то уникальными изразцами. Где это было, в каком месте? Теперь Шамиль уже не вспомнит. Зато единственным шансом спастись он воспользоваться сумел.
Стороживший его Кутрицкий заснул. Шамиль выскользнул из квартиры и бросился куда глаза глядят. Только тогда он и выяснил, что находится в Подмосковье… Забежал к каким-то людям, рассказал о случившемся. Беглец напоминал узника концлагеря. Он похудел на тридцать килограммов, одежда на нем висела как на вешалке, его шатало, как тростинку на ветру. Незнакомые люди подобрали ему теплую одежду (на дворе стояло начало марта), накормили, проводили до ближайшей станции. Приехав в Москву, он некоторое время прятался у бывшей жены. Когда пришел в себя, написал заявление в милицию.
Точку ставить рано
- К тому времени похитители уже потеряли интерес к жертве, - говорит Александр Белятко. - Квартиру они успели переоформить, а бывшего хозяина “однушки” на Кременчугской улице выписали в город Рошаль. Причем “подселили” в комнату, где кроме него уже проживали… 60 человек!
И все это было прекрасно известно работнику районного паспортного стола - уроженцу Азербайджана. Судя по всему, это не единственная афера, которую группа провернула за последнее время. Не исключаю, что за ней числятся и другие тяжкие преступления. И точку здесь ставить еще рано.
Известны данные организатора группы Максима и наводчика Вахи. Оба будут задержаны в ближайшее время. Уже взяты под стражу два их соучастника. Это они охраняли и избивали похищенного хозяина квартиры. Оба парня - жители Шатуры. Причем один уже привлекался к уголовной ответственности по той же статье - “похищение человека”, но реального наказания так и не получил. Задержанные признались, что таким образом зарабатывали на жизнь.
Один из них даже назвал сумму гонорара, обещанного Максимом за выполненное задание. Ему посулили 40 тысяч рублей, если он “обработает” несговорчивого москвича и тот отдаст права на квартиру нужным людям. Парень и старался, “обрабатывал” так, что пленник едва не умер от дистрофии. “Что же мне еще делать? - заявил садист следователю. - В Шатуре другой работы не найти”.
Во время проведения следственных действий в Шатуре следователь Юрий Агапов выяснил и другие любопытные детали. Оказалось, что местный участковый хорошо знал, чем занимаются Максим и его подручные. Догадывался он и о том, откуда в квартирах на его участке появляются люди без документов и имен. Догадывался, но и не думал ничего предпринимать. Свои же ребята работают, земляки! Кстати, один из пленников, с которым пересеклась судьба Шамиля, так и сгинул в небытие. Не исключено, это тот самый человек, в убийстве которого в пьяном угаре признавался охранявший пленника Шавков.
Следствие только набирает обороты. И можно предполагать, сколько еще пленников с молчаливого согласия ручных участковых и прикормленных работников паспортно-визовых отделений заканчивают свою жизнь в медвежьих углах, глухих деревнях или просто в придорожных канавах Московской области.
Материал подготовлен при участии следственного управления и прокуратуры города Москвы
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Прокурор Дорогомиловского района Михаил УСТИНОВСКИЙ:
- Похищение людей не является распространенным преступлением. За шесть месяцев 2008 года в Москве зарегистрировано всего 39 таких деяний.
Похищение человека относится к так называемым квалифицированным преступлениям. То есть они не происходят спонтанно, к ним готовятся, распределяют роли, разрабатывают план похищения и все дальнейшие действия. Для жертв такие случаи, как правило, заканчиваются трагически. В нашей ситуации потерпевшему повезло, он остался жив.
СПРАВКА “ВМ”
Преступления, связанные с приватизированными квартирами, появились в 1992-1993 годах. Тогда в Москве орудовали банды, охотившиеся за спившимися, не имеющими социальной опоры людьми. Некоторые собственники исчезали целыми семьями, а бандиты не гнушались ничем: травили своих жертв ядами, делали им смертельные инъекции, зарывали в землю живьем…
Одна из банд расстреливала несогласных с условиями покупки их жилья из автомата Калашникова. По оценкам аналитиков ГУВД Москвы, только в 1994 году выписались, но так нигде и не зарегистрировались более пяти тысяч москвичей.
В дальнейшем, после принятия правительством Москвы специальных поправок, ужесточения учетно-регистрационной дисциплины, благодаря усилиям прокуратуры и милиции и раскрытию ряда громких дел вал таких преступлений снизился. Однако, как считают специализирующиеся на расследовании этой категории преступлений юристы, продолжающийся рост цен на жилье и лазейки в законодательстве делают этот вид криминальной деятельности одним из самых прибыльных и перспективных.
Автор: Николай МОДЕСТОВ
Обратите внимание на типичную для Белятко дискредитацию жертвы: дескать - это алкоголик, да еще и гомосексуалист. И только вскользь упоминается, что он был ядерным учёным. Но ведь такие специалисты должны находиться под присмотром спецслужб. Следловательно, ничего с ним не могло произойти без ведома спецслужб.
Не описывается судьба остальных пленников, что по меньшей мере странно, ведь читатель смог бы составить более объективную картину деятельности банды.
Я ничего не смог найти по поводу наказания, которое получили бандиты. Делаю вывод, что никакого наказания так и не было. Тем более, что в этой статье есть характерная фраза: "Причем один уже привлекался к уголовной ответственности по той же статье - “похищение человека”, но реального наказания так и не получил."