3 месяца в Канаде

Aug 15, 2007 19:07

...Не обещай
Письма писать. Поскорей приезжай...
Все расставанья грустны... (с)

Три дня назад исполнилось 3 месяца, как я оказалась в Ванкувере. Пока рано делать какие-то выводы, но я всё более отчётливо понимаю, что в моей голове происходят неправильные вещи. Вместо того, чтобы свыкаться с новой обстановкой и всё больше принимать условия жизни, я всё чаще и чаще ловлю себя на мысли о том, насколько мне здесь всё чуждо. Причём я перестала думать о том, что окружающее меня плохо само по себе. Я считаю, что здесь много хорошего, причём такого, до чего Россия если и дойдёт, то точно не при моей жизни. Но при этом я всё равно понимаю, что это всё не моё. Опять же повторюсь, что пока не делаю никаких выводов, а просто делюсь своими ощущениями. 3 месяца - вообще слишком малый срок, чтобы принимать решения. Так что будем жить дальше, а жизнь подскажет. :)

У меня тут поднакопилось несколько наблюдений за нюансами ванкуверской жизни, о которых я обещала продолжать рассказывать.

Дома.
Совершенно необычно то, что в Ванкувере у каждого многоквартирного дома есть название. Например, наш дом называется очень романтично "Gacqueline" ("Жаклин"), один из соседних - "Olive Court" ("Оливковый двор", улица-то наша - Olive Avenue :), другой - "Sonnet" ("Сонет"), ещё один - "Orchard Inn" ("Жильё во фруктовом саду").
Очень часто названия "привязаны" к местности (как в случае с соседним домом - к названию улицы). Например, рядом с близлежащим парком очень много домов, в названии которых присутствует слово "рark". Также многие дома имеют в своём названии слова "court" ("двор"), "place" ("место"), "palace" ("дворец/особняк") или "manor" ("поместье").
Есть ли у всех этих названий домов какое-то практическое применение, я не знаю. По крайней мере, в почтовых адресах они не упоминаются. Но мне нравится - каждый дом как бы имеет своё лицо, своё имя, свой облик, и от этого становится интереснее и уютнее.

Номера домов здесь тоже построены по совершенно иному принципу, чем в России. Чаще всего номера четырёхзначные (где-то в центре видела трёхзначные), из которых, если я верно поняла, первые 2 цифры обозначают квартал, а вторые две - сам дом. С одной стороны, это удобно, так как по первым двум цифрам можно сориентироваться, в какой части улицы находится нужный дом (многие улицы очень длинные и проходят через множество микрорайонов, так что сразу и не сообразишь, где искать). С другой стороны, всё-таки очень непонятная нумерация. Например, наш дом имеет номер 5868, соседний - 5888, а напротив через улицу - 5885. Ну, то, что 58 означает квартал - это понятно, но почему после 68 идёт 88 - для меня загадка до сих пор...

Ещё чрезвычайно любопытно наблюдать, как строятся в Ванкувере высотные дома. Недалеко от нас есть один такой дом - верхние этажи ещё в лесах, недостроены, а то и вовсе не начаты, а в нижних уже вовсю работают офисы. :)

Общественный транспорт.
Про SkyTrain и SeaBus я уже много писала раньше. Поэтому сейчас только о других видах общественного транспорта. За прошедшее время мы успели несколько раз поездить на автобусах и троллейбусах. Что в них очень нравится - вежливость водителей и чистота. Чаще всего они ходят с небольшим количеством людей (или мне так везло), поэтому ещё и свобода. Кроме того, автобусы и троллейбусы управляются очень аккуратными и профессиональными водителями, поэтому пассажирам не приходится опасаться за свою безопасность из-за их лихачества (как в российских "маршрутках").

Чрезвычайно удобно то, что автобусы и троллейбусы останавливаются не на всех остановках, а только на тех, где кому-то надо входить или выходить. На этом экономится очень много времени, особенно в вечернее время, когда народу меньше. Для того, чтобы определить необходимые остановки, существует специальная система: внутри салона вдоль окон протянуты шнуры, за которые нужно дёрнуть при приближении к остановке, на которой хочешь выйти. При этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальное табло, на котором написано "Next Stop" ("следующая остановка") или "Stoр Is Requested" ("остановка запрошена/затребована"), - тогда и водитель знает, что ему необходимо остановиться на следующей остановке; и остальные пассажиры оповещены, что остановка будет и можно больше не "дёргать за верёвочку". :) А насчёт тех остановок, где кому-то надо войти, всё решается очень просто: водитель видит, что стоят люди, - останавливается; если людей нет - автобус/троллейбус едет дальше.

Ещё один кардинальный плюс общественного транспорта - его точность и чёткость. Автобусы и троллейбусы ходят строго по расписанию, которое есть почти на каждой остановке, или его можно взять бесплатно в виде брошюрки в информационных центрах или библиотеках. Безусловно, это очень удобно.

Пожалуй, главным минусом системы общественного транспорта могу назвать то, что многие автобусы ходят редко - раз в полчаса. Конечно, понятно, что абсолютное большинство канадцев имеют автомобили, поэтому автобусами и троллейбусами пользуются мало, но для тех, у кого автомобиля нет, это может стать проблемой. Если по каким-то причинам не успеваешь ко времени на автобус, то до следующего тебе придётся "загорать" на остановке целых полчаса.
Кстати, меня удивила некоторая нерациональность в подходе. Мы возвращались на автобусе с причала Tsawwassen после путешествия на пароме. Один из тех самых автобусов, ходящих раз в полчаса. Так вот в салоне, рассчитанном на 50 только сидячих мест (а ещё сколько для стоящих!), было всего человек 10. Представляю, сколько бензина сжигает такая махина. И возник вопрос, почему не пустить маленькие автобусики, но чаще? Ответа я не знаю...

И, наконец, самая больная для нас сейчас тема - это то, что далеко не везде можно доехать на общественном транспорте. Опять же, видимо, в силу того, что у всех нормальных людей есть автомобили. В итоге о некоторых крайне любопытных местах мы пока вынуждены только мечтать... :(
Это касается и пригородов. Как я узнала, понятие "электричка" здесь отсутствует как класс. Есть только какие-то поезда с остановками типа: первая остановка - Ванкувер, следующая - Торонто (для тех, кто не в курсе: Ванкувер находится на западной окраине Канады, а Торонто - на восточной, на расстоянии 3366 км друг от друга). Это шутка, конечно, но смысл в том, что в какой-нибудь ближайший пригород не доедешь, потому что очень большие расстояния между остановками.

Налоги на заработную плату.
В Канаде прогрессивный налог на заработную плату. Чем больше получаешь зарплату - тем больше отдаёшь налогов. В итоге люди с доходом тысяч 300 в год, могут до 100 и больше отдавать в качестве налогов.
В Канаде есть также понятие "налоговый кредит". Если зарплата человека составляет в год меньше 8 тысяч долларов, то с него налоги не взимаются вообще. А у всех остальных от годового дохода отнимается 8 тысяч, а уже со всей оставшейся суммы берётся налог.
Если у человека есть не имеющий дохода супруг, то из его годового дохода отнимается не только его 8 тысяч, но и ещё 8 тысяч за супруга, которого он финансово содержит, а уже затем с оставшейся суммы берётся налог.

Кстати, каждый год подавать налоговую декларацию здесь обязаны абсолютно все, вне зависимости от видов и сумм дохода. Но отношения между гражданами и налоговыми органами строятся на очень вежливой основе. То есть, если ты не предоставишь налоговую декларацию, то никто не будет тебя "плющить". При любом следующем твоём обращении в налоговые органы, тебя вежливо попросят предоставить декларации за предыдущие годы. Если по этим декларациям выяснится, что ты ничего не должен, то на этом всё и закончится. А если выяснится, что должен, то попросят заплатить с очень небольшим процентом. Никаких штрафов не предусматривается.

Налоги на товары.
Крайне непривычная для российского взгляда вещь в Канаде - это цены в магазинах. Почти везде они не включают в себя налоги. Налогов здесь два, в сумме они составляют 13% от стоимости товара. В результате получается, что если на ценнике написано 10 долларов, то всегда надо помнить и считать в голове, что реально придётся заплатить 11 долларов 13 центов. Ужасно неудобно, особенно если покупаешь много наименований товаров, так как сложно подсчитать итог.
Однако, стоит отдать должное канадской системе. Малоимущим семьям, если подашь документы в специальную службу, периодически возвращают часть денег, потраченных на налоги.

Медицинская страховка.
Платить обязательную медицинскую страховку надо. То есть не платить просто нельзя. Даже если никто не болеет. Сумма страховки на одинокого человека - 54 доллара в месяц, на семью с одним ребёнком - 108 долларов. По страховке можно пойти к врачу, к так называемому "family doctor" ("семейный врач"). Этот врач выбирается обеими сторонами (сначала ты выбираешь, к кому ты хочешь, а потом он решает, возьмёт ли он тебя в пациенты). Family doctor как бы отвечает за семью (некий аналог участкового терапевта, но "прикрепляется" не по территориальному признаку, а просто по выбору), с любой проблемой нужно идти к нему. Если нужна консультация какого-то специалиста, то family doctor даст к нему направление. И тогда этот визит тоже будет бесплатно (по страховке). Мы пока ещё мало сталкивались с местной медициной, наша с малышом страховка начала работать только с 1 августа (2 месяца занял процесс оформления), поэтому напишу подробнее позже, когда буду знать больше.

Автомобильная страховка.
Если ты имеешь автомобиль, то каждый месяц обязан платить страховку. Если автомобиль новый, то сумма страховки составляет 200 долларов; если подержанный - меньше. Сумма, безусловно, немаленькая. Но есть другая сторона вопроса: полное отсутсвие понятия коррупции в ГАИ. Вернее, здесь нет ГАИ, а всем занимается полиция. Но у любого нормального человека отношение к полиции очень хорошее, потому что она реально работает, взяток не берёт, а при необходимости и помогает. Причём необязательно при каком-то серьёзном случае. Например, если ты заблудился или просто что-то необходимо узнать, и при этом ты увидел полицейского - можно смело подходить и спрашивать, - обязательно помогут, причём очень вежливо и с участием. Короче, в России такое и не снилось. :(

Сотовая связь.
Помнится, некоторое время назад я разговаривала с одной своей подружкой из России, и она меня спросила, почему я предупреждала всех, когда давала свой новый номер мобильного, что звонить можно только в экстренных случаях, так как это будет дорого для обеих сторон. Ей это было непонятно, так как "входящие же бесплатно!". Так вот, в Канаде это не так. Здесь вообще очень дорогая сотовая связь. И пока ещё в помине нет этого привлекательного принципа насчёт бесплатных входящих звонков, который так полюбился россиянам. Более того, кроме ежемесячной абонентской платы, здесь стоит отдельных денег (опять же ежемесячно!) определение номера входящего звонка и имени абонента (то есть, то, что в России как бы само собой).

Мы с Сергеем долго выбирали тариф и в итоге остановились на семейном тарифе компании "Fido" (я долго смеялась по поводу названия - ассоциации, знаете ли...). Заявлено там было 35 долларов в месяц с пары (это один из самых дешёвых тарифов!). А в итоге мы платим: $35 (абонентка) + $6,95х2 (плата за "доступ к системе") + $0,50х2 (обязательная плата за подключение к неотложной помощи 911) + $8х2 (определение номера и имени звонящего) + налоги (13%) = $74,5 в месяц за двоих. И это при условии, если мы не сделали ни одного звонка и не отправили ни одного смс сверх включённых в тариф (то есть, фактически это и есть абонентская плата, так как эта сумма неизменна каждый месяц!). Причём звонки у нас бесплатные только между собой и с другими абонентами Fido, а все остальные (и исходящие, и входящие) - платные.

Правда, есть одно "но". Все сотовые компании здесь изощряются в предоставлении всевозможных бонусов. Причём в разное время они меняются. Мы смогли удачно подключиться и получить бесплатно два новых мобильника. Плюс к тому в качестве бонуса нам дали 3 месяца бесплатных звонков на местные стационарные телефоны. Но, кстати, всякие бонусы получают только те, кто подписывают 3-годичные контракты. А если не хочешь связывать себя контрактом, то единственный возможный вариант - покупать и использовать карты предоплаты. Но там тарифы больше.

Номерные знаки автомобилей.
Это уже так, "на закуску" (смею предположить, что одной моей френдессе точно будет интересно :). Мы тут разглядываем машины и решили собрать коллекцию фотографий номерных знаков разных провинций Канады. Пока есть мало, но что увидели:
- Британская Колумбия - старый знак с надписью "Beautiful British Columbia" ("великолепная/прекрасная Британская Колумбия");
- Британская Колумбия - новый знак с надписью "British Columbia" (хм, почему-то слово "великолепная" исчезло...) и символикой Зимней Олимпиады-2010;
- Альберта - знак с надписью "Wild Rose Country" ("земля дикой розы");
- Манитоба - знак с надписью "Friendly Manitoba" ("дружелюбная Манитоба");
- и ещё один уже не канадский, а американский знак из штата Невада.

P.S.
И напоследок хочу поделиться одной мыслью. Я многое уже начала воспринимать в Канаде спокойно. Но есть 2 вещи, к которым никак не могу привыкнуть.

Первое - это то, что можно спокойно ходить по газонам или сидеть на них. Здесь нет на газонах собачьих отходов. Во многих местах выгул собак вообще запрещён, а где разрешён - сами хозяева за ними обязательно убирают. Это правило.

И второе - это то, что, подходя к пешеходному переходу без светофора, не надо лихорадочно останавливаться и долго пропускать летящие машины, пытаясь найти между ними свободный промежуток, а можно спокойно идти не останавливаясь, лишь на всякий случай посмотрев на дорогу, чтобы лишний раз убедиться, что все машины сами остановились, чтобы тебя пропустить. :)

Канада, нюансы жизни в Канаде, Ванкувер, наша канадская жизнь, сравнение Канады и России

Previous post Next post
Up